Управление образования администрации Нижнетуринского городского округа Согласовано: Совет Учреждения « » 2022г. Протокол № _______ Утверждаю: Заведующий МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» «___»________2022г. Приказ № ______ ________ Савинова Н.С. __________ Чебоксарова С.А. ОТЧЁТ О САМООБСЛЕДОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА за 2021 год г. Нижняя Тура 2022 г. Содержание Введение…………………………………………………………………… 3 Аналитическая часть……………………………………………………… 4 1.1. Общие сведения об Учреждении………………………………………… 4 1.2. Информационная справка………………………………………………... 4 1. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 4. 4.1. 4.2. 5. 6. 7. 8. 8.1. Оценка системы управления Учреждением…………………………….. Условия осуществления образовательной деятельности………………. Организация образовательной деятельности…………………………… Система физкультурно–оздоровительной работы……………………… Коррекционно-развивающая деятельность……………………………... Кадровое обеспечение образовательного процесса…………………….. Функционирование внутренней оценки качества………………………. Результаты освоения основной образовательной программы воспитанниками…………………………………………………………… Оценка материально–технического обеспечения………………………. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения………………………………………………………………... Оценка материально-технического обеспечения……………………….. Цели и задачи развития Учреждения……………………………………. Удовлетворенность родителей воспитанников деятельностью Учреждения………………………………………………………………… Основные направления развития Учреждения в ближайшей перспективе………………………………………………………………… Статистическая часть……………………………………………………… Показатели деятельности Учреждения…………………………………... Заключение………………………………………………………………… 5 6 6 10 13 15 20 20 25 25 25 27 27 29 30 30 33 2 Введение Для обеспечения доступности и открытости информации о деятельности организации - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко» Нижнетуринского городского округа (далее – Учреждение) предоставляет отчет о проведении самообследования по состоянию на 31 декабря 2021 года. Процедуру самообследования ДОУ регулируют следующие нормативные документы: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ст. 28 п.3, 13, ст. 29 п.3) • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» • Приказ Минобрнауки РФ от 10.12.2013г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» • Постановление правительства Российской Федерации № 1802 от 20.10.2021г. «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об образовательной организации» • Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнокоммуникативной сети «Интернет» и формату представления информации» • Информационная открытость образовательной организации определена ст. 29 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» пунктом 3. Цель самообследования: обеспечение доступности и открытости информации о состоянии развития Учреждения на основе анализа показателей, установленных федеральным органом исполнительной власти. Задачи самообследования: - получить объективную информацию о состоянии образовательного процесса в образовательной организации; - выявить положительные и отрицательные тенденции в образовательной деятельности; - установить причины возникновения проблем и поиск их устранения. Отчет о результатах самообследования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко» составлен комиссией в составе: • Заместитель заведующего по ВМР Сабурова С.В. • Заместитель заведующего по АХР Якимова Н.А. • Педагог-психолог Ходыкина О.А. • Учитель-логопед Рычина С.А. • Учитель-дефектолог Брюханова А.Н. • Воспитатель ВКК, ответственный за ведение сайта ДОУ Чебоксарова С.А. 3 1. Аналитическая часть 1.1. Общие сведения об Учреждении Полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко» Нижнетуринского городского округа. Сокращенное название в соответствии с Уставом: МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко». Юридический адрес организации в соответствии с уставом: 624222, Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Машиностроителей, 23 Фактический адрес организации: 624222, Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Машиностроителей, 23 Телефон: +7 (34342) 2-36-16 Официальный сайт: http://crr-ntu.tvoysadik.ru/ Электронный адрес (e-mail): gnezdyshko11@mail.ru Организационно-правовая форма: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Тип: Дошкольная образовательная организация. Учредитель: Нижнетуринский городской округ. Год основания:1976 г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности:№ 18626 от 04.05.2016г. Руководитель: Заведующий МАДОУ «ЦРР - д/с «Гнёздышко»: Савинова Надежда Станиславовна (стаж в данной должности – 20 лет). Заместитель руководителя: Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе: Сабурова Светлана Владимировна (стаж в данной должности – 2 года). Заместитель руководителя: Заместитель заведующего по административно– хозяйственной работе: Якимова Нина Анатольевна (стаж в данной должности – 12 лет). 1.2. Информационная справка Краткая характеристика объекта: здание детского сада типовое, двухэтажное кирпичное. Расположено во дворах жилого массива, вдали от промышленных предприятий, имеется подъездная дорога. Территория детского сада представляет рельефную площадку. Территория детского сада имеет ограждение согласно требованиям. Для каждой группы есть отдельный участок, на котором размещены игровые постройки, имеются прогулочные веранды. Территория детского сада благоустроена, озеленена насаждениями по всему периметру. В Учреждении имеется централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация. Учреждение электрифицировано, телефонизировано, имеется доступ к сети интернет. Проектная мощность: 6 групп на 140 детей. Режим работы МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко»: пятидневная рабочая неделя с 10,5-часовым пребыванием воспитанников в детском саду – с 7 ч. 00 мин. до 17 ч. 30 мин. (дежурная группа – с 17 ч. 30 мин. до 19 ч. 00 мин.) Медицинское обслуживание: осуществляется медицинскими работниками детской поликлиники ГБУЗ СО «Нижнетуринская ЦГБ». 1.3. Оценка системы управления Учреждением В своей деятельности Учреждение руководствуется: − Конституцией Российской Федерации; − Конвенцией ООН о правах ребёнка; − Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской 4 Федерации» (в ред. от 31.07.2020); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28); - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» и другими Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области; - Уставом МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» от 11.11.2015 г. № 1101, а также следующими локальными нормативно-правовыми документами МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко»: * Договором между МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» и родителями (законными представителями) ребёнка; * Трудовыми договорами между администрацией Учреждения и работниками; * Локальными актами; * Штатным расписанием; * Должностными инструкциями, определяющие обязанности работников Учреждения; * Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения. Управление МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» (далее – Учреждение) осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе принципов единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью коллектива осуществляет заведующим Учреждения, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность Учреждения. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется заведующему Учреждения. Основными направлениями деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе являются: организация учебновоспитательной работы дошкольного учреждения, методическое руководство педагогическим коллективом, обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности и охраны труда в воспитательной работе. Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части непосредственно подчиняется заведующему Учреждения, является материально-ответственным лицом и осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию дошкольного образовательного учреждения. Формами коллегиального управления Учреждением являются: Общее собрание трудового коллектива, Совет Учреждения; Педагогический Совет, Родительский комитет, Наблюдательный совет. Общее собрание трудового коллектива содействует осуществлению управленческих начал, развитию инициативы трудового коллектива. Реализует право на самостоятельность Учреждения в решении вопросов, способствующих оптимальной организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности. Общее собрание трудового коллектива содействует расширению 5 коллегиальных демократических форм управления и реализации государственнообщественных принципов. Общее собрание трудового коллектива руководствуется «Положением об Общем собрании трудового коллектива». Совет Учреждения содействует осуществлению управленческих начал, инициативы трудового коллектива. Реализует право на самостоятельность Учреждения в решении вопросов, способствующих оптимальной организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности. Совет Учреждения содействует расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов. Свою деятельность Совет Учреждения осуществляет в соответствии с положением о Совете Учреждения». Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников Учреждения. Действует в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников. Педагогический совет Учреждения руководствуется «Положением о Педагогическом совете». Родительский комитет является одним из форм самоуправления Учреждения. Деятельность комитета регламентируется «Положением о Родительском комитете». В состав Родительского комитета входят представители родительского комитета группы. Родительский комитет имеет право обсуждения дошкольной жизни и принятий решений в форме предложений. Наблюдательный совет рассматривает предложения Учредителя или руководителя Учреждения о внесении изменений в Устав Учреждения, о реорганизации или ликвидации Учреждения, об изъятии имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, проекты и отчеты по финансовохозяйственной деятельности Учреждения. Задачи и функции деятельности указанных форм коллегиального управления закреплены в Уставе Учреждения. Общественные органы управления Учреждения наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов. Помимо форм коллегиального управления в Учреждении действует первичная профсоюзная организация сотрудников, которая на конец отчетного периода составила 31 человек (84%), за 2021 год в профсоюзную организацию вступили 8 человек. МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации, структура управления создана в соответствии с целями и содержанием работы Учреждения. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей) детей). 2. Условия осуществления образовательной деятельности 2.1. Организация образовательной деятельности Образовательная деятельность в МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» выстроена в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП), разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением от 20.05.2015г. № 2/15), инновационной программы дошкольного образования. / Под 6 ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, протокол № 7 от 25.09.2019 г. решение ученого совета ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Письмо № 309/07 от 25.09.2019) и с включением методического комплекта «От рождения до школы». В ООП также включены методические комплекты: Авторских парциальных программ: - «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановский - Ритмическая пластика для дошкольников - А.И. Буренина. - Программа обучения плаванию в детском саду Е.К. Воронова. - Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева. - Программа коррекционной логопедической работы: - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Методические разработки и педагогические технологии: - Физкультурные занятия в детском саду Пензулаева Л.И. - Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты» В.В. Воскобович, Т.Г. Харько. - Развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста. А.С. Пономаренко, CD диски с компьютерными развивающими играми в комплекте. - Лицензионный компьютерный сборник обучающих и развивающих игр, заданий и видеоматериалов «Компьютер для дошкольника» – Е.А. Пиринова, К.С. Левицкая. - «Комплексные занятия по развитию речи» Затулина Г.Я. и др. В образовательном процессе используются образовательные технологии и методы развивающего обучения: - Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития, формирование здорового образа жизни. - Информационно-коммуникационная технология – создание единого информационного образовательного пространства Учреждения с целью активизации познавательной деятельности детей, повышение эффективности НОД, углубления межпредметных связей, формирования мотивации к учению, развитию коммуникативных способностей, внедрение в образовательную деятельность дистанционного обучения. - Технология проектирования – развитие свободной творческой личности ребенка, ориентированное на приобретение и применение новых знаний, предоставление ребенку возможности осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность. - Технология развивающего обучения – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка воспитанников к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Обучающиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка. - Метод поисковой деятельности – даёт детям реальные представления о 7 различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. - Технология проблемного обучения позволяет выработать у ребёнка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач. - Метод наглядного моделирования направлен на развитие пространственного воображения, что позволяет воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. Данные педагогические технологии и методы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что, как следствие, ведёт за собой сохранность физического и психического здоровья. Рабочие программы – воспитателей и специалистов Учреждения. Язык образования – русский. Форма образования – очная, дистанционная (WhatsApp). Контингент воспитанников: дети дошкольного возраста с 1 года до 8 лет разных национальностей, воспитывающиеся в семьях, имеющих разный социальный статус. Группы комплектуются по одновозрастному, разнополовому признаку. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с возрастом детей представлено в таблице 1. Таблица 1. - Разделение детей на возрастные группы № Возрастная группа Количество Количество детей в группе п/п групп 1. Первая группа раннего возраста 1 13 из них девочек – 5, (с 1 года до 2 лет) мальчиков 8 2. Вторая группа раннего возраста 1 23 из них девочек – 10, (с 2 до 3 лет) мальчиков 13 3. Младшая группа (с 3 до 4 лет) 1 23 из них девочек – 14, мальчиков 9 4. Средняя группа (с 4 до 5 лет) 1 20 из них девочек – 7, мальчиков 13 5. Старшая группа (с 5 до 6 лет) 1 20 из них девочек – 10, мальчиков 10 6. Подготовительная к школе 1 18из них девочек – 7, группа(с 6 до 8 лет) мальчиков 11 ВСЕГО 6 116 Продолжительность обучения и воспитания детей в каждой возрастной группе – один год, с последующим переводом в следующую возрастную группу на основании приказа заведующего Учреждения. Сохранение контингента обучающихся - дети выбывали: в связи со сменой места жительства, в связи с выбытием в школу. Дистанционная форма обучения по-прежнему сохраняла свою актуальность из-за эпидемиологической ситуации. Педагогическое просвещение родителей осуществлялось дистанционно через практические занятия, работы творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания (дистанционно); консультации в онлайн режиме через месенджер WhatsApp, Viber, платформу Skype и 8 официальный сайт Учреждения. Также осуществлялось привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды, с включением в управление Учреждения через родительские комитеты. В Учреждении выстроена система сотрудничества с родителями по принципу «педагоги – родители – дети», позволяющая сформировать позитивные отношения между родителями и педагогами, внедрять актуальные формы вовлечения родителей в образовательной деятельности, активизировать родительское участие в повседневной деятельности детского сада. С 1 сентября 2021 года в состав ООП была включена рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Для внедрения программы был проведен анализ состава семей и количества детей в них. Таблица 2. - Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Полная Неполная с матерью Неполная с отцом Опекунство 91 24 0 1 % от общего количества семей 79,2 20 0 0,8 Таблица 3. - Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Один ребенок Два ребенка Три и более детей 33 62 21 % от общего количества семей 28 54 18 Дополнительное образование В детском саду в 2021 году дополнительные общеразвивающие программы реализовались по трем направлениям: социально-педагогическому, художественному и физкультурно-оздоровительному. Источник финансирования: средства физических лиц. Таблица 4. - Дополнительные платные образовательные услуги Название дополнительной Количество детей, № платной образовательной услуги посещающих п/п данную услугу На бесплатной основе: 1. Дошкольник и компьютер 37 2. Шахматенок 37 На платной основе: 3. Английский язык 13 4. АБВГДейка (услуги учителя-логопеда) 11 5. «Год до школы» 14 6. «Дельфинёнок» (обучение плаванию) 46 7. «Каляка-маляка» 0 8. «Психолог и Я» 0 9. ПервоРобот 16 10. «Читай-ка» 5 ВСЕГО 105 9 В МАДОУ «ЦРР - д/с «Гнёздышко» в 2021 году продолжала функционировать образовательная услуга обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) посредством дистанционного обучения игре в шашки и шахматы. Целью данной услуги является создание образовательной модели, обеспечивающей принцип равных возможностей в реализации прав детей с ОВЗ на доступную образовательную среду. Это позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов детей с ОВЗ, направленное на социализацию личности. Данной услугой пользуется 5 детей-инвалидов в возрасте от 6 до 14 лет. В Учреждении функционирует «Консультационный центр» для родителей детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (https://crr-ntu.tvoysadik.ru/?section_id=53). Данной услугой в 2021 году воспользовались 5 семей, как очно, так и по телефону, основным вопросом была адаптация ребенка первого-второго года жизни к ДОУ. Старшая и подготовительная к школе группы ежемесячно посещают Центральную Городскую Библиотеку им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, где работники библиотеки проводят для ребят тематические занятия. Так же наши обучающиеся посещают: спортивные секции – 11 детей, Школа Искусств – 5 детей, художественная школа – 2 ребенка, различные кружки дополнительного образования – 9 детей. 2.2. Система физкультурно-оздоровительной работы В соответствии с требованиями к медицинскому обеспечению и оценке состояния здоровья детей СанПиН 2.4.3648-20 оценка физического развития детей по образовательному учреждению проводится два раза в год (сентябрь, май). Оценка физического развития детей дошкольного возраста осуществляется по направлениям, представленных в таблицах Таблица 5. - Антропометрические показатели В мае 2020 г. обследовано в возрасте от 4 до 7 лет – 64 обучающихся В мае 2021 г. обследовано в возрасте от 4 до 7 лет – 49 обучающихся Соответствуют норме Имеют отклонения дефицит Масса тела избыточный вес Превышает норму Рост ниже нормы Май 2020 г. Май 2021 г. 41 / 64,1% 39/79,6% Май 2020 г. Май 2021 г. 23 / 35,9% 10/20,4% Май 2020 г. Май 2021 г. Май 2020 г. Май 2021 г. 0 чел./ 0% 0 6 / 10,9% 5/ 10,2% Май 2020 г. Май 2021 г. 14 / 21,9% 2/ 4,1% Май 2020 г. Май 2021 г. 3 / 3,1% 3/6,1% 10 Таблица 6. - Распределение детей по группам здоровья и группам физического развития Группа здоровья I (%) II(%) III(%) IV(%) Июнь 2020 Май 2021 Июнь 2020 Май 2021 Июнь 2020 Май 2021 Июнь 2020 Май 2021 53,8 38,8 37,8 55,1 2,5 6,1 0,8% - Расп редел ен и е дет ей п о груп п ам здоровья 60 40 20 0 I группа II группа III группа июн.20 IV группа май.21 Рисунок 1. Из диаграммы видно, что количество детей с 1 группой здоровья уменьшилось на 15 %, а со 2 увеличилось на 17 %, количество детей с 3 группой здоровья так же увеличилось на 3,5 %. Вывод: два года карантинных мероприятий дали увеличение детей со 2 и 3 группами здоровья. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, при реализации основной образовательной программы дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Оценка физического развития детей проводится инструктором по физической культуре, воспитателем в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста). Таблица 7. - Результаты физических качеств и навыков: В мае 2020г обследовано детей в возрасте от 4 до 7 лет – 64 В мае 2021г. обследовано детей в возрасте от 4 до 7 лет - 66 Май 2020 (%) Май 2021 (%) 64 ребенка 66 детей Выше нормы:19,1 Выше нормы: 18,4 Быстрота (бег) Ниже нормы:22,0 Ниже нормы: 36,7 Выше нормы:24,0 Выше нормы: 8,2 Прыжок в длину с места Ниже нормы:27,0 Ниже нормы: 32,7 11 Метание мешочка с песком правой рукой Метание мешочка с песком левой рукой Ловкость Гибкость Прыжок в высоту с места Выше нормы:19,0 Ниже нормы:21,0 Выше нормы:12,0 Ниже нормы:42,0 Выше нормы:20,5 Ниже нормы:25,0 Выше нормы:14,7 Ниже нормы:35,0 Выше нормы:37,0 Ниже нормы:22,0 Выше нормы: 16,3 Ниже нормы: 42,9 Выше нормы: 16,3 Ниже нормы: 42,9 Выше нормы: 16,3 Ниже нормы: 40,8 Выше нормы: 24,5 Ниже нормы: 32,6 Выше нормы: 8,2 Ниже нормы: 32,7 Показатели физического развития дошкольников по показателю – ниже нормы - ухудшились. Дети показывают недостаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам, но проявляют желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования. Умеют ходить и бегать, сохраняя правильную осанку. Умеют играть в спортивные игры (по возрасту). Дошкольники с низкими показателями физической подготовленности получают доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой. Особое внимание уделяется развитию основных видов движений, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В Учреждении работает система оздоровительной работы. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки, с учетом рекомендаций врачапедиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Все необходимые условия для медицинского обслуживания созданы. В Учреждении имеется медицинский кабинет, процедурный кабинет. Во время проведения образовательной деятельности и вовремя режимных моментов используются здоровьесберегающие технологии: - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: физминутки, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, Су-Джок, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, движение под музыкальное сопровождение, танцевальные и игровые импровизации; релаксация. - Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурная НОД, проблемноигровые, коммуникативные игры, занятия из серии «ЗОЖ», активный отдых. - Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, логопедические образовательная деятельность, логоритмика, гимнастика по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия. Использование спортивных игр позволяет качественно проводить прогулки, с большой двигательной активностью, закаливая и оздоравливая детей. В течение года проводились спортивные мероприятия: «Дни здоровья», «Веселые старты», «Игры на воде», «Лыжня России 2021» и другие. Обучающиеся Учреждения приняли участие в муниципальном Празднике гимнастики. Вывод: сравнительный анализ физического развития показал, что антропометрические показатели развития детей улучшились. Процент детей с первой группой здоровья понизился, а с третьей группой – повысился. Физическое развитие – показатель «выше нормы» увеличился, показатель «ниже среднего» понизился. Процент детей с хроническими заболеваниями отследить не удалось 12 ввиду отсутствия медицинского работника. Работу по развитию физических качеств и навыков, работу по сохранению и укреплению психического и физического здоровья обучающихся продолжать. 2.3. Коррекционно-развивающая деятельность В Учреждении функционирует логопедический пункт, на котором систематически проводятся индивидуальная и подгрупповая коррекционная НОД с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Учитель-логопед Рычина С.А. принимает активное участие в жизни Учреждения, регулярно проводит беседы, консультации по проведению диагностики речевого развития детей, по созданию предметно-развивающей среды, способствующей формированию ЗКР, по планированию работы с детьми, знакомит с новинками литературы. Проводит консультации, практикумы, открытые формы педагогической деятельности для воспитателей и родителей. В течение учебного года на логопедическом пункте занимались дети в количестве 27 человек. Таблица 8. – Количество детей, зачисленных на логопункт Всего: 27 чел. Средняя группа 4 чел. Старшая группа 9 чел. Подготовительная к школе группа 14 чел. ФНР ФФНР НВОНР ЛГНР 14 1 8 - - ОНР 3 ур. 3 1 7 2 - - - 6 4 - - 3 ОНР 2 ур. 1 1 - ОНР 1 ур. 1 1 Заикание - - 1 0- - 2020 – 2021 гг.: зачислено на логопункт детей старшего дошкольного возраста 27 чел. (54 %). К концу учебного года выведено с логопункта (выпуск в школы города): с чистой речью – 9 детей, со значительным улучшением – 5 детей, без улучшений – 0. На логопункте на 2021-2022 учебный год остаются для дальнейшей коррекционной работы дети: - старшей группы – 7 детей, - дети подготовительной к школе группы – 14 детей, - 4 ребенка ОВЗ(1 ребенок по заключению ПМПК – ТНР и 3 ребенка по заключению ПМПК – РАС). По итогам мониторинга коррекционно-развивающей работы прослеживается стабильный положительный результат по исправлению речевых нарушений в условиях дошкольного логопедического пункта. Проводятся консультации родителей посредством программ WhatsApp, Viber в условиях логопункта. Для родителей и воспитателей разработаны информационные буклеты (по возрасту): «Автоматизация звуков в детском саду и дома». Благодаря созданным в детском саду условиям, к концу старшего дошкольного возраста воспитанники МАДОУ "ЦРР - д/с "Гнёздышко» проявляют осведомленность в разных сферах деятельности людей, знают об основных природных явлениях и закономерностях, знакомятся с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеют пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Таким образом, выполнение годовых задач повышает компетентность и 13 профессиональные качества педагогов, способствует усиленной работе коллектива и положительной динамике показателей развития способностей детей. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ: Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебновоспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: - психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач - развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями; - содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей; - организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов. Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде. Коррекционно-развивающая работа психолого-педагогического сопровождения – это система коррекционных мер, реализуемая в ДОУ направлена: - на активизацию познавательной деятельности воспитанников; - повышение уровня умственного развития детей; - формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); - овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; - коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. В течение 2021 года специалистами Учреждения были подготовлены материалы для вывода детей на ПМПК (1 ребенок) по запросу родителей (законных представителей). Заключения специалистов Учреждения были подтверждены специалистами ПМПК, установлен диагноз и рекомендована адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС. На 31.12.2021 года в МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнездышко» детей с ОВЗ – 4, из них 3 – РАС (2 ребенка со статусом инвалид), 1 – ТНР. Для данных детей реализуются адаптированные основные образовательные программы: АООП ТНР, АООП РАС. Ребенок №1 с РАС – снизилась частота стереотипий. Иногда поддерживает диалог со взрослым. Стал откликаться на обращенную речь. На музыкальных занятиях может с удовольствием танцевать, участвовать в коммуникативных играх в паре с педагогом. Игровые действия сопровождает вопросительными комментариями, ждет ответа от педагога. Иногда воспроизводит, отсрочено, игровые действия других детей в уединении. Стал лучше владеть своим телом, реже падает. Развиваются навыки самообслуживания, ест более аккуратно, чем раньше. Ребенок №2 с РАС – снизилась частота проявлений стереотипий. Иногда 14 удается вызвать эмоциональный отклик (улыбку, смех) на несколько секунд. Любит тактильные игры. Руками педагога гладит себя по голове. Пользуется туалетом, научился ходить по лестнице приставным шагом. При любом появлении педагогов берет его за руку и тянет его в кабинет. Ребенок №3 с ТНР – стала более активна, разговорчива, общительна, настойчива, уверенна. С удовольствием занимается, выполняет различные занятия, старается добиться результата. На поощрение реагирует адекватно, гордиться собой. По наблюдениям педагогов вырос уровень развития, общей и мелкой моторики, четкой связной диалогической речи. Ребенок №4 с РАС – автономная речь стала более понятной выразительной. Сократилось число аффективных вспышек, проявлений негативизма. Иногда возможен кратковременный зрительный контакт. В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований мы видим: произошла коррекция проблем у детей; нормализовались в достаточной степени детскородительские отношения; произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей; нормализация эмоционального состояния педагогов. 2.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100% и вспомогательным, техническим персоналом на 100%. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения педагогов ДОО НТГО, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Таблица 9. - Состав работников Учреждения Показатели Штатные Всего работников 34 руководящие работники заведующий зам. зав. по ВМР зам. зав. по АХР педагогические работники воспитатели 3 занятость/ ставка 3 1 1 1 16 Совместители внутренние внешние 1 - - 1 1 1 17 - 1 11 12 - - специалисты 5 5,75 - 1 педагог-психолог учитель-логопед инструктор по физкультуре музыкальный руководитель обслуживающий персонал 1 1 1 1 1 1 1 1,5 - 1 1 17 1,25 - - - (вакансия на время д/о) 15 Таблица 10. - Состав педагогических работников по образовательному цензу Образование Количество % от общего педагогов состава Высшее образование 6 38,0 Высшее образование (педагогическое) 3 19,0 Среднее профессиональное образование 10 63,0 Среднее профессиональное (дошкольное) 5 31,5 образование Образование педагогических работников 10 8 6 4 2 0 ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Высшее Среднее Рисунок 2. Квалификация педагогических работников БЕЗ КАТЕГОРИИ СЗД 31,50% 0% ПЕРВАЯ КК 37,00% ВЫСШАЯ КК 0,00% 31,50% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% Рисунок 3. – Категорированность педагогических работников На 2022 год запланирована аттестация на первую квалификационную категорию трех молодых педагогов и повышение с 1КК на ВКК одного педагога. Таблица 11. - Повышение квалификации педагогических и руководящих работников Учреждения в 2021 году Наименование КПК, кол-во часов Кол-во 16 «Внутренний мониторинг качества образования в ДОО», 24 ч. «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: проектирование и создание», 32 часа «Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства социализации ребенка в условии инклюзивного образования», 24 ч. «Обеспечение качества музыкально-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» «Культура речи детей дошкольного возраста, обучение с использованием ДОТ» «Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО» ВСЕГО: «Первая доврачебная помощь» прошедших 2 2 2 1 2 1 10 (62,5 %) 18 педагогов 7 мл. воспитателей Повышение квалификации педагогических и руководящих работников осуществляется в тесном взаимодействии с ГОАУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург, учебный центр «Всеобуч» г. Нижний Тагил, АНО ДПО «ОЦ Каменный город». Повысили профессионализм через обучение на курсах повышения квалификации (педагогический и руководящий состав) 10 человек (62,5 %). В 2021 году аттестацию с целью подтверждения и повышения имеющихся квалификационных категорий прошли 0 педагогов. В 2021 году воспитанники и сотрудники Учреждения стали участниками и победителями различных соревнований и конкурсов муниципального, областного, федерального уровней. Таблица 12. – Участие педагогических работников в конкурсах различного уровня Полное название мероприятия Всероссийский конкурс "Здоровый образ жизни-мой выбор" Городской конкурс детского творчества «Неопалимая Купина» Региональный отборочный этап Всероссийских соревнований «Инженерные Кадры России» «ИКаРёнок» V муниципальный конкурс чтецов «Радуга»: «В мире Дата проведения ФИО участника 04.03.2021 Чебоксарова С.А. 15.03.2021 Тульженков а И.В. 21.03.2021 Ахмедова А.В. 27.03.2021 Рычина С.А. Уровень мероприятия* Муниципальный Региональный + Результат + 1 место 2 место + + Всероссийский 1 место 3 место 17 Полное название мероприятия Дата проведения ФИО участника Уровень мероприятия* Муниципальный Региональный Всероссийский Результат профессий» V муниципальный конкурс чтецов «Радуга»: «В мире профессий» V Муниципальный шашечный турнир "Волшебная шашка" Муниципальная виртуальная галерея "Профессии будущего глазами дошкольников" в рамках сетевого образовательного квеста "В мире профессий" III Всероссийский конкурс "Будущее страны" V Всероссийский конкурс рисунков по ПДД "Новый дорожный знак глазами детей" Муниципальныйконку рс "Светлячок" X Муниципальная игра-викторина "Страна "Светофория" IX Муниципальный праздник гимнастики "Ритмический калейдоскоп" Всероссийский творческий конкурс детских поделок "Из сугроба я возник, белый пухлый… Снеговик" Всероссийский творческий конкурс детских поделок "Из сугроба я возник, белый пухлый… Снеговик" 27.03.2021 Рычина С.А. + 2 место 19.05.2021 Смирнов М.В. + 1 место 27.08.2021 Чебоксарова С.А. + 1 место 17.11.2021 Чебоксарова С.А. + Диплом победителя 1 степени 19.10.2021 Чебоксарова С.А. + 1 место 03.12.2021 Тульженков а И.В. + 3 место 09.12.2021 Чебоксарова С.А. + 2 место 16.12.2021 Юхнов А.А. + номинация 20.12.2021 Лопатина А.Ю. + 1 место 20.12.2021 Тульженко ва И.В. + место 18 Полное название мероприятия Дата проведения Всероссийский открытый заочный конкурс технической направленности для детей старшего дошкольного и 21.12.2021 младшего школьного возраста с Ограниченными возможностями здоровья "ИКаРёнок без границ" ФИО участника Уровень мероприятия* Муниципальный Региональный Всероссийский Рычина С.А. + Результат Диплом победителя в номинации Обобщали и транслировали опыт работы педагогическому сообществу дошкольных образовательных организаций Нижнетуринского городского округа посредством организации и проведения муниципальных методических объединений: Таблица 13. – Обобщение и распространение опыта ММО воспитателей Форма организации Тема «Школа молодого воспитателя» «Нетрадиционные техники Дистанционный формат рисования» Ответственный Ахмедова А.В. воспитатель 1КК ММО воспитателей, работающих с детьми 5-7 лет, НОД: «Семейный бюджет» «Первые шаги по формированию Презентация опыта: основ финансовой грамотности у «Формирование основ детей старшего дошкольного финансовой грамотности возраста». детей старшего дошкольного возраста» Чебоксарова С.А. воспитатель ВКК Мероприятие «Нетрадиционные техники рисования» способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов «Школы молодого воспитателя» ДОО НТГО, актуализировало их теоретические знания и практические компетенции. Мероприятие проходило в дистанционном формате, что повысило ИКТ технологии молодых педагогов. Мероприятие «Первые шаги по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» способствовало повышению квалификации педагогов, развитию мотивации педагогических работников к изучению и преподаванию финансовой грамотности. Вывод: реализуя задачи ООП, педагоги старались создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Педагогические работники Учреждения обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС ДО. 19 3. Функционирование внутренней оценки качества Целью организации мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка образовательной деятельности, условий развивающей предметно-пространственной среды Учреждения для определения факторов, а также своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Учреждении. Задачами внутреннего мониторинга качества образования являются: - получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования; - организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; - предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы Учреждения. - основными принципами внутреннего мониторинга качества образования в Учреждении являются целостность, оперативность, - информационная открытость. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей, данных в методическом комплекте программы: «От рождения до школы»; программы «Обучение детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой; программы «Дошкольные образовательные учреждения компенсирующей направленности для детей с нарушением речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. Периодичность педагогической диагностики освоения ребенком образовательной программы проводится не более 2-х раз в учебном году: - вводная – для вновь поступивших в Учреждении детей и промежуточная – для детей, находящихся в «группе риска» по освоению содержания ООП на конец предыдущего учебного года(сентябрь); - итоговая диагностика (май). В Учреждении используются формы диагностического обследования: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Групповые формы возможны при проведении диагностики детей 5-го, 6-го и 7-го годов жизни. При организации диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста используются только индивидуальные формы. Основным видом деятельности при организации диагностики с детьми раннего и младшего возраста является игра. Все диагностические материалы оформляются в отдельные папки по каждой возрастной группе и являются обязательной документацией педагогов и специалистов. Результаты обследования фиксируются цифровыми обозначениями. В зависимости от результатов обследования дети распределяются по 3-ем (сформировано, в стадии формирования, не сформировано) показателям освоения требований образовательной программы, что учитывается при планировании и организации образовательного процесса. 3.1. Результаты освоения основной образовательной программы воспитанниками В Учреждении два раза в год проводится система оценок результатов освоения образовательной программы, детьми дошкольного возраста, для решения следующих задач: 20 - выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основным образовательным областям: «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Познавательное развитие»; - обобщение результатов исследования, сравнение результатов системы оценок за прошлый учебный год; - прослеживание динамики развития детей; - выявление детей, отстающих в освоении образовательной программы, а также причин их неуспеваемости, использовались следующие диагностические методы: наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; дидактические игры; индивидуальные беседы; решение проблемных (диагностических) ситуаций. Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Результаты освоения образовательной программы обучающимися При организации проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП Учреждения за отчетный учебный год основной задачей являлось: определение степени освоения каждым ребенком образовательной программы и влияние образовательной деятельности, организуемой в Учреждении, на развитие ребенка. Таблица 14. - Сравнительный анализ результатов диагностики детей по образовательным областям подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности Май 2021г., % Май 2019г., % Май 2020г., % Май 2021г., % Май 2019г., % Май 2020г., % Май 2021г., % Социальнокоммуника тивное развитие Май 2020г., % Речевое развитие Май 2019г., % ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ В мае 2019г. – 19 детей В мае 2020г. - 19 детей В мае 2021г. - 23ребенка уровень освоения воспитанниками ООП МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко», в % освоена освоена не в не освоена полном объёме Развитие речи Художественная литература Подготовка к обучению грамоте 63 67 70 37 33 25 0 0 5 67 71 75 33 29 20 0 0 5 58 62 65 42 38 30 0 0 5 Социальноигровая деятельность Элементарная трудовая деятельность Формирование основ безопасного поведения 94 95 95 6 5 5 0 0 0 88 90 95 12 10 5 0 0 0 100 100 100 0 0 0 0 0 0 21 Физическое развитие Познавате льное развитие Формирование представлений о ЗОЖ Познавательное развитие ФЭМП 70 71 75 30 29 25 0 0 0 65 67 65 35 33 30 0 0 5 75 76 75 25 24 20 0 0 5 Изобразительная 75 76 80 25 24 15 0 0 5 деятельность Художестве нноМузыкальная 63 62 70 37 38 30 0 0 0 деятельность эстетиче ское Конструктивно- 75 76 80 25 24 15 0 0 5 развитие модельная деятельность Сравнительный анализ мониторингового исследования уровня освоения ООП МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» за три учебных года показал, что не все обучающиеся Учреждения в 2021 году освоили ООПв полном объёме. Один ребенок прошел комиссию ПМПК и ему было рекомендовано обучение в общеобразовательной школе по коррекционной программе для детей с ТНР. Результатом успешного освоения ООП МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» можно считать, использование разнообразных видов деятельности, их интеграции; вариативности использования образовательного материала; применение разнообразных педагогических технологий, творческой организации образовательной деятельности, а также на образовательную деятельность частично повлияла работа в дистанционном формате. Разнообразные методы совместной работы с родителями, социальными партнёрами тоже способствовали положительной динамике. Вывод: для успешного освоения ООП необходимо и в дальнейшем уделять большое внимание новым современным инновационным формам, методам и технологиям (ИКТ, проблемного обучения и др.). Результаты мониторинга детей по целевым ориентирам образования на этапе завершения дошкольного образования подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности. Дети подготовительной к школе группы обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других. Способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Имеют первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Имеют начальные представления о здоровом образе жизни. Произошла положительная динамика в развитии умения сознательно подчинять свои действия правилу; умения ориентироваться на заданную систему 22 требований; умения внимательно слушать и точно выполнять устную инструкцию; умения самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу. У воспитанников преобладает учебный мотив деятельности; развито образное мышление и предпосылки логического мышления; они способны принимать учебную задачу; сформированы умение регулировать деятельность в условиях пошаговой инструкции взрослого; восприимчивость к обучающей помощи; речевые, математические навыки и навыки учебной работы, 95 % детей подготовительной к школе группы имеют сформированные предпосылки учебной деятельности. Для достижения высоких результатов познавательной самостоятельности воспитанников ходе образовательной деятельности использовались проблемные практические и познавательные ситуации. Которые положительно влияют на развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования. Проблемное обучение способствует развитию интеллекта воспитанников, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. Так же способствует освоению системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простого анализа, сравнения, умения наблюдать. Для развития детской самостоятельности применялись приёмы индивидуального подхода, позволяющие обращать внимание на реальный уровень умений, которые значительно различаются у разных детей. Основной формой организации деятельности детей является игра, поэтому отдавались предпочтения игровому построению всего образа их жизни. Также создавалась возможность для вариативной игровой деятельности детей через соответствующую развивающую предметно-пространственную среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Активно использовалась игровая мотивация. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходили либо в форме игры, либо были составлены из игровых приёмов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольного возраста предпочтение отдавалось наглядным, игровым и практическим методам. Таблица 15. - Результаты психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению детей подготовительной группы в количестве 23 человек (100%) в 2020-2021 учебном году Стадии формирования показателя Показатели психологической готовности к обучению в школе Интеллектуа ЭмоциональноКоммуникатив Мотивационная ль волевая ная ная Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Показатель сформирован 7 30.5 10 43.3 9 39.1 9 39.1 Показатель в стадии формирования 11 47.7 9 39.1 11 47.7 11 47.7 Показатель Не сформирован 5 21.8 4 17.6 3 13.2 3 13.2 23 Стадии формирования показателя Итого: Показатели психологической готовности к обучению в школе Интеллектуа ЭмоциональноКоммуникатив Мотивационная ль волевая ная ная Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % 23 чел. 100% 23 чел. 100% 23 чел. 100% 23 чел. 100% В целом дети данной группы готовы к школьному обучению в пределах возрастной нормы. У них отмечается интерес к познавательной деятельности, к продуктивным видам деятельности. Дети стремятся к самостоятельному выполнению различных заданий, при этом правильно реагируют на небольшую помощь взрослого, принимают её. У детей данной группы общий кругозор развит в пределах возрастной группы, имеются системные представления об окружающем мире. У большинства детей речь фразовая, грамматически достаточно правильная. Многие дети способны планировать свою деятельность, прикладывать волевые усилия для достижения поставленной цели. В большинстве ситуаций адекватно оценивают результат своего труда. Коммуникабельны, готовы к общению. Умеют выстраивать отношения с взрослыми и сверстниками. У выпускников развиты предпосылки к учебной деятельности, они хотят учиться в школе. Преобладает учебный и социальный мотивы деятельности. Существуют трудности следующего характера: часть детей имеет низкие показатели психологической готовности к школе. Это связано с индивидуальными особенностями развития детей (4 ребёнка имеют сочетанные нарушения развития признаки ЗПР, нарушения речи различной степени, признаки СДВГ; 2 ребёнка имеют статус ОВЗ, 1 из них – статус инвалида). 1 ребёнок психологически не готов к школе по причине систематических частых длительных пропусков ДОУ, педагогической запущенности.При взаимодействии с дошкольниками использовалось несколько педагогических позиций: партнёрства и сотрудничества; передача опыта; обращения за помощью к детям. Такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными. Преемственность со школой. Образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении принципа самоценности дошкольного возраста, ориентирован на запрос родителей по разностороннему развитию детей, тем самым формируется мотивационная готовность детей к школе и осуществляется подготовка детей к дальнейшему обучению. Цель преемственности: реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства. Преемственность детского сада и Нижнетуринской гимназии осуществляется согласно годовому плану, в котором планируется проведение совместных мероприятий для детей детского сада и школы, что в условиях пандемии и ограничительных мерах выполнена не в полном объеме. Дети ДОУ при поступлении в гимназию и другие школы города (по месту регистрации) быстро адаптируются благодаря систематической работе на протяжении всего учебного года, что подтверждается хорошей успеваемостью первоклассников. Вывод: оценка востребованности выпускников ДОУ показала, что выпускники успешны в школе и учреждениях дополнительного образования. 24 4. Оценка материально-технического обеспечения 4.1. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учреждение обеспечено учебными изданиями (печатные); методическими изданиями: учебными программами (парциальными программами) (печатные), учебно–методическими пособиями (печатные), учебно–наглядными пособиями (печатные), наглядно–иллюстративный материалом; электронными изданиями; детской художественной литературой. В отчетный период была дополнена система учебно-методического обеспечения реализации ООП Учреждения в соответствии с возрастом детей, образовательными областями и особенностями здоровья воспитанников. Оформлена интернет подписка на журнал «Справочник старшего воспитателя». Учреждение имеет хорошую учебно-методическую базу, представленную достаточным количеством современных технологий и методических разработок. В ДОУ функционирует методический кабинет, где находятся методическая литература для педагогов, раздаточный и демонстрационный материал, дидактические пособия и детская литература для непосредственно образовательной деятельности, современные развивающие игры по всем направлениям развития детей разных возрастов. Методическая литература систематически обновляется и пополняется. В Учреждении имеется собственная информационно-техническая база: выход в Интернет, электронная почта, сайт детского сада, технические средства обучения и управления образовательным учреждением: 1) стационарный компьютер - 4; 2) ноутбук – 4; 3) мультимедиа проектор - 4; 4) принтер – 1; 5) многофункциональное устройство – 3; 6) интерактивная доска – 2. Компьютеры и оргтехника используются в образовательной деятельности с дошкольниками и в методических целях. 4.2. Оценка материально-технического обеспечения На правах оперативного управления у Учреждения находится одно здание по адресу: город Нижняя Тура, улица Машиностроителей д.23. Тип здания: универсальное, отдельно стоящее, двухэтажное кирпичное. Общая площадь 1374, 8 кв.м. Количество групп - 6, общей площадью 338,6 кв.м. В пяти группах имеется спальная комната общей площадью 201,9 кв.м., во всех возрастных группах ДОУ есть раздевалка общей площадью 78,7 кв. м и санузел. Все базисные компоненты развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественноэстетического развития детей. К ним относятся: − бассейн - 72,9 кв.м., − физкультурный зал - 70,7 кв. м., − музыкальный зал - 65,2 кв. м., − кабинет педагога-психолога - 45,6 кв. м., − кабинет учителя-логопеда - 14,8 кв.м., − компьютерный класс - 45,6 кв. м., − «Шахматёнок» (кабинет для обучения игры в шахматы) - 7,6 кв.м, − методический кабинет - 37,7 кв.м. 25 − медицинский, процедурный кабинеты - 8,8 кв.м.; 5,9 кв.м. В каждой возрастной группе прослеживается гибкое формирование развивающей предметно-пространственной среды, организованной на принципах свободного зонирования и подвижности, учитывается основное условие построения среды – личностно-ориентированная модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповых комнатах согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Учреждение на 90 % оснащено современной мебелью. В МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко» созданы условия по организации безопасности образовательного процесса. Территория, прилагающая к МАДОУ «ЦРР–д/с «Гнёздышко» ограничена забором, выполненным из металлических прутьев, имеющих транспортные и пешеходные ворота. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390) и Федеральным Законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 № 123 в учреждении проделана определенная работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников и детей во время образовательной деятельности. Приказом руководителя на начало учебного года назначаются ответственные за организацию работы по охране труда, противопожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения. За отчетный период в обеспечении образовательного процесса произошли следующие изменения: - Разработаны все инструкции по охране труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности объекта. - Своевременно организовывается обучение и проверка знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности объекта. - В Учреждении организовано обучение воспитанников мерам обеспечения пожарной, личной безопасности. - Проводятся тренировочные мероприятия по эвакуации детей и всего персонала в случаи возникновения пожара и ЧС. - Своевременно проводятся инструктажи по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объекта с работниками Учреждения. - Разрабатываются мероприятия по предупреждению травматизма, дорожнотранспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде, спортивных мероприятиях и т.д. - Проведен общий технический осмотр здания, проверка исправности электрических розеток, электрооборудования, наличия в электросетях стандартных предохранителей, своевременно проводится, заменена светильных ламп. - Проведены заправка и испытания огнетушителей. - Приобретены моющие и дезинфицирующие средства. - Пополнены аптечки для оказания первой помощи. - Проведены дезинфекция, дератизация, акарицидная обработка территории детского сада согласно графика. - Проведена очистка вентиляционной системы. - Проведен косметический ремонт в группе №6. За счет областных субвенций в 2021г. приобретены: 26 - Бизиборды на сумму 99 967,00 рублей; Наушники для компьютерного класса на сумму 3 200,00 рублей; Спортинвентарь на сумму 11 000,00 рублей; Методическая литература на сумму 2 129,00 рублей; Канцтовары на сумму 21 404,00 рублей; обучение сотрудников на сумму 22 300,00 руб. За счёт реализации образовательных услуг по программам дополнительного образования в 2021г. были приобретены: посуда на сумму 10 000,00 рублей; потолочные светильники на сумму 11 551,56 рублей; линолеум в кабинет логопеда на сумму 10 389,00 рублей; пылесос на сумму 5 999,00 рублей; писчая бумага на сумму 6 000,00 рублей; новогодний костюм на сумму 13 598,47 рублей; одеяла на сумму 15 950,00 рублей; доходы от платных услуг были направлены на частичную оплату коммунальных услуг, на первоочередные потребности, связанные с обеспечением безопасных условий пребывания детей. За счет местного бюджета в 2021г. проведен ремонт пола – замена линолеума в двух групповых помещениях. В здании установлена и работает система автоматической пожарной, тревожной сигнализации (АПТС) и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), система видеонаблюдения, охранная сигнализация. - - - - - 5. Цели и задачи развития Учреждения Обеспечивать условия безопасного и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и к общечеловеческим ценностям. Максимально обеспечить двигательную активность детей в течение дня; Продолжать организовывать дополнительные платные образовательные услуги; Продолжать совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, функционально моделирующую содержание детской деятельности с учётом ФГОСДО; Усиление в образовательной деятельности Учреждения познавательно-речевого компонента как приоритетного для дошкольного возраста; Повышение качества образовательной деятельности на основе использования инновационных программ и технологий; Создание условий для достижения каждым сотрудником детского сада высокого уровня профессионализма педагогического коллектива и реализации системы повышения квалификации с включением в эту систему всех категорий сотрудников. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов детского сада в применении ИКТ (работа в дистанционном формате с воспитанниками и их родителями (законными представителями), с программами по созданию интерактивных игр, заданий на интерактивной доске; Изменение технологий взаимодействия с родителями: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, дистанционным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям; Продолжать принимать участие в муниципальных, областных, федеральных конкурсах; Продолжать реализовывать интеграцию образовательных областей НОД в игровую с использованием ИКТ. 6. Удовлетворённость родителей (законных представителей) воспитанников деятельностью Учреждения 27 Родители дошкольного учреждения принимают активное участие в оценке качества дошкольного образования. Они оценивают условия: обеспечение доступности, открытости образовательной среды. Представители родительского комитета принимают участие в оценке предметно-развивающей среды групп и территории, оценке качества материально-технической базы ДОУ. Родителями выбраны приоритеты в системе оценки качества работы учреждения: здоровье, воспитание. Степень их удовлетворенности выявляется путем анкетирования родителей, законных представителей. По данным НОК степень удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования в ДОУ составляет - 85%. О проблемах и успехах в развитии и воспитании своего ребенка осведомлены 100% родителей. Качество и содержание образовательной работы с детьми в Учреждении в целом удовлетворяет 95% родителей, что является высоким показателем результативности работы коллектива. В январе 2022 года было проведено анкетирование (на бумажном носителе) «Уровень удовлетворенности родителей качеством деятельности Учреждения» за 2021г., сводные данные представлены в таблице-диаграмме: Уровень удовлетворенности родителей качеством деятельности Учреждения Взаимодействие с родителями Развитие ребенка в ДОУ Квалификация педагогов Оснащённость детского сада 0% отрицательно 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% затрудняюсь ответить положительно Рисунок 4. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление родителей (законных представителей) воспитанников о качестве предоставляемых образовательных услуг.Основная цель мониторинга – качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие ребенка. Анкета включает в себя несколько критериев для исследования: - Оснащенность дошкольного образовательного учреждения - Квалифицированность педагогов - Развитие ребенка в ДОУ - Оздоровление детей в ДОУ - Взаимодействие детского сада и родителей. Большинство родителей отметили, что дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы, потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят свое время, участвуют в мероприятиях, организуемых на уровне ДОУ и города. Группы оснащены 28 достаточным количеством игрушек и игровым материалом. Отмечено, что в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада. Родителями отмечено, что в ДОУ созданы условия для занятий физической культурой и здоровье детей является одним из приоритетов в работе. В ходе мониторинга родителям предлагалось оценить уровень взаимодействия учреждения с родителями. Большинство родителей, принявших участие в опросе, отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги оказываю разнообразную помощь в вопросах воспитания детей. Вывод: проанализировав анкеты, можно отметить, что в 2021г. результат мониторинга удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ составляет 100% от опрошенных. 7. Основные направления развития Учреждения в ближайшей перспективе Основными направлениями деятельности ДОУ остаются: - содействие полноценному личностному развитию и социализации каждого ребенка в разных видах детской деятельности; - создание единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», обеспечивающего реализацию права ребенка на образование, развитие, адаптацию; - повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов, содействие их творческой самореализации; - укрепление материальной базы. В следующем году педагогический коллектив будет работать над решением следующих задач: 1. Обеспечить создание системы непрерывного образования, через социальное партнерство, направленное на формирование у обучающихся интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам и предметам естественнонаучного цикла и осуществления мероприятий по ранней профориентации обучающихся. 2. Создание условий для развития элементарных навыков математического мышления детей дошкольного возраста через обучение ментальной математике. 3. Осуществить работу по организации закаливающих и обще профилактических мероприятий с целью предупреждения и снижения детской заболеваемости. 29 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от «10» декабря 2013 г. № 1324 8. Статистическая часть 8.1. Показатели самообследования деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко» на 31.12.2021г. № п/п 1. 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 1.5.3 1.6 1.7 1.7.1 1.7.2 1.7.3 1.7.4 Показатели Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Единица измерения 118 118 0 0 0 35 83 118 / 100% 118 / 100% 0 / 0% 0 / 0% 3 / 2,5% 0 3 / 2,5% 3 / 2,5% 3,1 дня 16 6 / 37,5 % 3 / 18,8 % 10 / 62,5 % 5 / 31,2 % № п/п 1.8 1.8.1 1.8.2 1.9 1.9.1 1.9.2 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2. 2.1 2.2 2.3 Показатели Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение “педагогический работник/обучающийся” в дошкольной образовательной организации Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя-дефектолога Педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного обучающегося Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности обучающийся Наличие физкультурного зала Единица измерения 5 / 31,2 % 6 / 37,5 % 7/ 43,8 % 2 / 12,5 % 3 / 18,8 % 2 / 12,5 % 18 / 100% 18 / 100% 1/ 7,3 да да да да да да 5 кв.м. 276,8 кв. м. да 31 № п/п 2.4 2.5 - - Показатели Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность обучающийся на прогулке Единица измерения да да Заключение В результате самообследования Учреждения выявлено: Организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание образовательно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей) и обеспечивает развитие детей за счет использования базовой и дополнительных программ. В Учреждении работает коллектив единомышленников, профессионально подготовленных кадров, систематически проходит повышение профессионального уровня педагогов через курсы повышения квалификации, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи. Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарногигиеническим требованиям. Запланированная воспитательно-образовательная деятельность на 2021 год выполнена в полном объёме. 32