паспорт гр № 4

УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД
«ГНЕЗДЫШКО»
НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПАСПОРТ
средней группы
«Улыбка»

Развивающая
предметно - пространственная среда группы

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда
не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:
полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при
любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда
способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и
творческой активности. Организация «Развивающей предметнопространственной среды» в детском саду несет эффективность
воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей
активного познавательного отношения к окружающему миру предметов,
людей, природы. Предметно-игровая среда группы организована таким
образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым
делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые
доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают,
где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и
атрибуты для игр-инсценировок.

В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый
ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки
зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей
и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с
ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С
этой целью используется различная мебель: диванчики, пуфики. Их
достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды,
которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка.
Помимо специальных занятий, дети средней группы посещают в
свободное время ЦЕНТР природы опытов и экспериментирования.
Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы.
Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные
растения и при этом отдыхать. Вместе с взрослыми дети сажают и
поливают цветы, играют с песком, водой, красками, пеной. В средней
группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью
зарисовок.
В приемной комнате группы для родителей организуются выставки
детского творчества (рисунки и поделки).
Развивающая предметно – пространственная среда построена на
основе следующих принципов:
• принцип открытости (открытость природе, открытость культуре,
открытость обществу и открытость своего «Я»).
• гибкого зонирования;
• стабильности-динамичности развивающей среды;
• полифункциональности;

1.
Принцип открытости обществу и открытости своего «Я»
предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе
оформлен стенд с фотографиями, «Вот мы какие», а так же фотоальбом
средней группы.
2.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации
различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в
соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в
одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности:
физкультурой,
музыкой,
рисованием,
экспериментированием,
инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение
групповых комнат помогает детям самостоятельно определить
содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое
время и активно участвовать в деятельности, используя различные
предметы и игрушки.
3.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно
взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметноразвивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов,
кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи
не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков,
то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
4.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с
помощью различного модульного оборудования. Использование
конструкторов, мозаик, физкультурного оборудования (обручи, мячи,
скакалки), предметы и игры, которые не несут в себе определенной
смысловой информации, способствуют развитию воображения и
знаковосимволической функции мышления дошкольников.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости,
эмоционально положительное отношение к группе, желание посещать
ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию
детей дошкольного возраста]

Все групповое пространство распределено на несколько центров,
способствующих комплексной коррекции и развитию детей:
1. Книжный центр. Зона отдыха.
2. Уголок природы.
3. Центр физического развития.
4. Центр безопасности и ПДД
5. Центр речевого развития
6. Информационно-консультативный центр.
7. Центр конструирования
8. Игровые центры для сюжетно ролевых игр.
9. Игровой центр для мальчиков.
10. Уголок рисования.
11. Театрализованный уголок.
12. Уголок уединения и настроения.
13. Участок для прогулок.

1. Книжный центр. Зона отдыха

Книжный уголок прививает детям
любовь к художественному слову,
уважение к книге, развивает
стремление общаться с ней.
Книжный центр представляет собой
светлый уголок у окна с диваном,
двумя креслами и журнальным
столом. Рядом полочки для книг,
иллюстрациям к сказкам,
произведениям, портреты писателей.
Книги и иллюстрации обновляются. Новые книги выставляются в
соответствии с программой по чтению.
2.

Уголок природы
Центр природы расположен возле окна.
Целью центра является обогащение
представлений детей о многообразии
природного мира, воспитания любви и
бережного отношения к природе,
приобщение детей к уходу за
растениями, формирование начала
эстетической культуры.

3.

Центр физического развития.
Данный центр направлен на развитие и
укрепление физических качеств детей —
ловкость, меткость, глазомер, быстрота
реакции, силовых качеств. Центр так же
содержит в себе оборудование
изготовленное руками родителей и
педагогов.

4.

Центр безопасности и ПДД
Центр отражает и учит безопасности на
дороге (ПДД), дома, на улице и пожарной
безопасности, помогает детям
ознакомиться с правилами и нормами
безопасного поведения и формирует
ценность безопасности жизнедеятельности.

5.

Центр речевого развития
В центре находятся различные игры по
развитию речи, логопедические игры и
пособия, картинки, оборудование для
проведения, пальчиковых,
артикуляционных гимнастик,
способствующих развитию мелкой
моторики и развитию речи.

6.

Информационно - консультативный центр
Центр с информацией для педагогов и
родителей представлен в виде стенда,
оснащен папками передвижками с
тематическими подборками,
информационными буклетами. Обновляется
регулярно согласно актуальным темам.

7.

Центр конструирования
Занимаясь строительством, дети развивают логическое и
пространственное мышление, мелкую и крупную моторику,
приобретают социальные навыки. Используя кубики, конструктор дети
создают простые постройки, дают им название (башня, гараж),
используют постройки в дальнейшей игре, радуются осуществлению
своих целей. Развивают сюжет при помощи постройки.

8.

Игровые центры для сюжетно-ролевых игр.

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она
сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в
детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с
игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей,
помогают забыть минуты расставания с родителями. Игровые моменты в
течение дня повышают интерес детей к выполнению режимных
процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Кухня». Оборудование: газовая плита, наборы
кухонной посуды, набор овощей и фруктов, атрибуты: фартуки, косынки.
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Оборудование: медицинские халаты
и шапочки, набор доктора. «Аптека»: вата, бинт, лекарства, градусники,
мерные ложечки, стаканчики.
Сюжетно-ролевая игра «Семья». Оборудование: куклы крупные, средние
и маленькие, одежда для кукол. Кровать и диван, комплект постельных
принадлежностей для кукол.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Оборудование: накидка для
детей, набор парикмахера: ножницы, фен, расческа, ободки.

9.Игровой центр для мальчиков
Строительные материалы разных
видов: деревянный, пластмассовый
конструктор, машины разных
размеров для игры с постройками.
Развивают восприятия
пространственных свойств объектов,
развивает общую и мелкую моторику,
зрительно-двигательную
координацию, конструктивные
умения, использования результатов конструирования в игре.

10.Уголок рисования.
Создаёт условия для развития
интереса и эмоциональной
отзывчивости на произведения
искусства, творческих способностей,
комплексной коррекции проблем в
социальном, личностном,
двигательном развитии детей.
Оборудование для рисования:
альбомы, гуашь, краски, цветные
карандаши, восковые карандаши,
баночки для воды, трафареты для рисования. Оборудование для лепки:
пластилин, стеки, доски на каждого ребёнка. Оборудование для аппликации:
клей, кисти для клея, салфетки, цветная бумага, цветной картон, белый
картон, гофрированная бумага, ножницы на каждого ребёнка.
Нетрадиционная техника рисования: печатки, трубочки.

11. Театрализованный уголок.
Костюмы по мотивам русских
народных сказках, русские народные
сарафаны, платки, атрибуты к
русским народным сказкам «Маша и
медведь», «Три медведя». Театр
настольный по русским народным
сказкам «Колобок», «Теремок».
Пальчиковый театр. Театр на
магнитах русская народная сказка
«Репка», «Курочка Ряба».

12. Уголок уединения и настроения + сенсорика.
Основное занятие детей, приносящее
удовольствие — это игра.
Соответственно, чтобы иметь хорошее
настроение, ребёнок должен быть чемто занят. Для этого мы изготовили место,
куда дети идут с
радостью.Дидактический материал:
игра ПДД.Игры по сенсорному
воспитанию
И многие другие.
Оборудование и материалы для
исследовательской экспериментальной и
практической деятельности: фартуки,
лопатки, грабли, приборы-помощники:
увеличительные стекла, магниты. Разные
виды бумаги: обычная, картон,
копировальная.
Емкости с различными камнями,
песком. Оборудование и
принадлежности для игр с водой и
песком.

Программно-методическое обеспечение.
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. —Москва, Мозаика - Синтез, 2015г.
Методические пособия
1)
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3—
7 лет), МозаикаСинтез, Москва, 2015г. •
2)
Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. --М.; Мозаика- Синтез, 2010
(ЭОР);
З) Воронкевич АО. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план
работы по формированию экологической культуры у детей младшего и
среднего возраста. — СПб: «Детство-пресс»; 2002;
4)
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи
(средняя группа). Учебное пособие-М., Центр педагогического
образования, 2009.
5)
Крашенинников Е.А. Холодова О.Л. Развитие познавательных
способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. —М.: Мозаикасинтез, 2014;
6)
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5
лет), МозаикаСинтез, Москва, 2015г.,
7)
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным
окружением: Средняя группа
(4-5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2014г.;
8)
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных
математических представлений. Средняя группа (4-5лет), Мозаика-Синтез,
Москва, 2015г.
9)
Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных
экологических представлений. Средняя группа (4-5 лет), Мозаика-Синтез,
Москва, 2009г. •
10) Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет),
МозаикаСинтез, Москва, 2014г.;
11) Карпухина НА. Конспекты занятий в средней группе детского сада.
Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин
СС, 2009;

12) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Средняя группа (4-5 лет). Мозаика-Синтез, Москва, 2014г.;
13) Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала:
Средняя группа (4—5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2014;
14) Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.
Мозаика-Синтез,
2016г.,
15) Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя
группа (4-5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.
16) Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы
упражнений для детей 3—7 лет, Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.;
17) Степаненкова Э. Я., Сборник подвюкных игр / Автор сост. МозаикаСинтез, 2015г. • 18) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском
саду. Учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир» 2012г. •
19) Волков Б.С. Волкова НВ. Учим общаться детей 3-7 лет методическое
пособие. М.:
ТЦ 2014;
20) Веракса Н.Е., Галимов ОР. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: мозаикасинтез,2014; 21) Пензулаева ЛИ. «Физкультурные занятия в детском саду»,
М. :2009 г.
22) Дыбина О-В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с
дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2013;
23) Шарыгина Тема беседы о правилах пожарной безопасности. —М : ТЦ
Сфера, 2014; 24) Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду: Для
занятий с детьми 3—7 лет», Мозаика-Синтез, Москва, 2010;
25) Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного
движения (3—7 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.;
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От
рождения до школы»: Средняя группа (4-5 лет) / Ред.-сост. А. А. Бывшева

Наименование
комнаты
Групповая
комната

Технические
характеристики
(Необходимая площадь
по СанПиН (м2 ))
Окна: 4 штуки.
Пол: линолеум,
ковровое
Покрытие.
Освещение: 8 ламп.

Спальная
комната

Окна: 2 штуки.
Освещение: 4 лампы.
Пол: линолеум.

Приемная

Пол: линолеум,
ковровое
Покрытие.
Пол: плитка, кафель.
Окно: 1 штука.

Туалетная комната

Прогулочный участок

Оборудование

Стулья: 21 штука.
Доска: 1 штука
Шкафы - стенка «Горка»: 1
штука.
Стол журнальный: 1 штука.
Столы детские регулируемые:
8 штук.
Стол для творчества: 1 штука.
Стеллаж для цветов: 1 штука.
Диван детский: 1 штука.
Кресла детские: 2 штуки.
Тумбы: 2 штуки Мольберт: 1
штука
Мебель «Парикмахерская: 1
штука. Мебель «Кухня»: 1
штука. Мебель «Спортивный
уголок»: 1 штука. Стол для
игры машинками: 1 штука.
Мебель «Магазин»: 1 штука.
Кровать двухъярусная 11
штук.
Шифоньер 1 штука
Стол письменный: 1 штука
Стулья взрослые мягкие: 2
штуки.
Шкаф 11-секционный: 2
штуки.
Стол деревянный: 1 штука.
Скамейки: 2 штуки.
Унитаз: 3 штуки.
Раковина: 4 штуки маленькие,
1 штука большая.
Шкафы для полотенец: 2
штуки.
Шкаф для инвентаря: 1 штука.
Домик: 1 штука. Песочница: 1
штука. Машина: 1 штука.
Горка: 1 штука.
Счеты: 1 штука. Цветник: 2
штуки. Веранда: 1 штука.

13. Участок нашей группы оснащен новым оборудованием, а также
созданы объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность
детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное,
познавательное, эстетическое и игровое.
Игровые постройки на участке ориентированы соответственно
возрасту и не только активизируют двигательную активность
воспитанников, но и способствуют развитию креативности в игре,
расширению кругозора, формированию социальных навыков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».