МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИНЯТО: педагогическим советом МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко» Протокол № _____ «____»__________2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко» ____________Н.С. Савинова Приказ №_____ «____» __________2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка» для детей дошкольного возраста 4-8 лет в группах общеразвивающей направленности Разработчик: Рычина С.А. Учитель-логопед 1КК г. Нижняя Тура 2022 г. Содержание 2 I. Целевой раздел Программы 4 1.1. Пояснительная записка 4 1.2. Цели, задачи и принципы Программы 5 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Содержательный раздел Программы 6 II. 2.1. 10 Описание образовательной деятельности по развивающему курсу «Послушные звуки». Описание образовательной деятельности по развивающему курсу«Грамотеи» Планируемые результаты освоения Программы 10 28 2.5. Формы и методы организации образовательной деятельности Программы Организация взаимодействия с родителями III. Организационный раздел 30 3.1. Организационные условия коррекционно-образовательного процесса Материально-техническое обеспечение Программы 28 Организация развивающей предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета Программно-методическое обеспечение Программы 34 2.2. 2.3. 2.4. 3.2. 3.3. 3.4. 13 25 26 33 35 Список используемых сокращений в Программе «АБВГДейка»: МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко» - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко»; ДОО - дошкольная образовательная организация; ДОУ – дошкольное образовательное учреждение; Программа – дополнительная развивающая образовательная программа «АБВГДейка»; Логопункт – логопедический пункт; ФНР – фонетическое недоразвитие речи; ФФНР- фонетико – фонематическое недоразвитие речи; ОНР- IV ур. - общее недоразвитие реч - IV уровня; ОНР - Ш ур. – общее недоразвитие речи Ш уровня. I. Целевой раздел Программы 3 1.1. Пояснительная записка В настоящее время известна тенденция роста количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они как правило, не готовы к усвоению школьной программы. И в дальнейшем, при обучении в школе, имеют низкую успеваемость при овладении навыками чтения и письма. Специфические ошибки, допускаемые при письме (дисграфия) и при чтении (дислексия), нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность фонематических процессов, т.е. недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Как мы знаем, звуко-буквенный анализ основывается на правильно сформированных, дифференцированных представлениях о фонетическом составе слова. В свою очередь, умение анализировать звуковой состав слова, тесно связано с процессом формирования слухоречевого взаимодействия, которое выражается в способности к правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения часто являются индикатором недостаточной готовности к усвоению навыков звуко-буквенного анализа. Известно, что в возрасте от 4-х лет у детей наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить ее в нужное русло, чтобы развить речевую способность. Ведь от того, как ребенок овладеет звуковой стороной речи, зависит овладение им фонетикой, грамматикой, стилистикой и ритмикой родного языка. Именно дошкольный возраст формирует предпосылки успешного обучения грамоте. В настоящее время научно доказано, что логопедическую работу с детьми надо начинать в раннем дошкольном возрасте. В работах Л.С. Выгодского, Р.Е. Левиной, М.С. Певзнер, Н.С Жуковой и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использование сензитивного периода речевого развития, т.к. каждый возраст ребенка как обуславливает текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего личностного развития. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. На основании вышеизложенного, с целью раннего выявления и своевременного предупреждения речевых нарушений, а так же с целью ведения профилактической работы по предупреждению дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста, возникла необходимость организации дополнительной образовательной деятельности «АБВГДейка» на базе МАДОУ «ЦРР - д/с «Гнѐздышко». Дополнительная логопедическая помощь адресована детям, имеющим речевые нарушения, которые по каким-либо причинам не были зачислены на логопункт, детям, обучающимся на логопункте, которым в силу сложного речевого дефекта не достаточно кратковременных (15 – 20 мин) и краткосрочных (2 раза в неделю) занятий, а так же детям с нормальным речевым 4 развитием с целью подготовки к обучению в школе. Для ведения дополнительной образовательной деятельности «АБВГДейка» была разработана образовательная программа, ориентированная не только на устранение речевых недостатков, но и на подготовку детей к обучению грамоте. Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет. Нормативно-правовую основу для разработки Программы коррекционноразвивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют: • Конституция Российской Федерации. • Федеральный закон от 29.12.12г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01.01.2014г.; • Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.2. Цели, задачи и принципы реализации Программы. Основная цель Программы – раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у детей 4-8 лет, формирование функционального базиса чтения и письма. Основные задачи: ♦ обеспечить развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями; ♦ способствовать обогащению словарного запаса; ♦ создавать условия для овладения детьми грамматического строя речи; ♦ развивать связную речь; ♦ способствовать практическому усвоению основ грамоты: развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза; ♦ развивать графические навыки, моторику рук; ♦ развивать психические процессы (внимание, память, мышление); ♦ осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, специалистами детской поликлиники, школой; Принципы и подходы к формированию и реализации Программы Достижение поставленных задачи осуществляется с учѐтом следующих принципов, разработанных в логопедии (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина и др.): 1. Принцип развития и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы; 2. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; 3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ 5 взаимодействия различных компонентов речи. Системность и комплексность работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения; 4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития; 5. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных учебных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором развивающих пособий в соответствии с санитарногигиеническими нормами. Языковые средства, используемые на занятиях, отбираются с учетом этапа обучения, индивидуальных возможностей детей, в рамках зоны ближайшего развития ребенка; 6. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предпо-лагает такой подбор учебного материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий. В основу отбора содержания дополнительной образовательной программы положены: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — Н.В. Нищева - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. — 256 с. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1998. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991. 1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. Программа предусматривает работу с дошкольниками следующих возрастных категорий: 1) от 4-5 лет (средний дошкольный возраст); 2) от 5- 6 лет (старший дошкольный возраст); 3) от 6- 7 лет (подготовительная к школе группа). Характеристика речевого развития детей 4-5 лет. Фонетико-фонематическая сторона речи. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка- «сапка», жук – «зук»). У многих наблюдается несовершенное произношение шипящих, сонорных звуков [Л], [Р], что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Дошкольники 4-5 лет 6 отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, к ритмикослоговой структуре слов, что очень важно для обучения элементам грамоты. Грамматический строй речи. В грамматическом строе речи так же наблюдаются несовершенства: некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа. Употребляют родительный падеж множественного числа существительных, глаголы повелительного наклонения. Словотворчество является нормой. Лексическая сторона речи. Дети выделяют в предметах свойства, качества, детали, часто и словесно их обозначают. Могут подбирать к предмету соответствующие действия. Способны к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда, игрушки). Связная речь. Ребѐнок может пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, то есть самостоятельно рассказывать (2-4 предложения). Характеристика речевого развития детей 5 - 6 лет. Фонетико-фонематическая сторона речи. Дети в 5 лет способны произносить трудные звуки, речь отчетлива. Используют средства интонационной выразительности; грустно, весело, торжественно читают стихи. Пользуются повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией. Дети способны обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: дети способны определять последовательность звуков в простых словах, анализировать звуковой состав слов, сравнивать слова по количеству звуков, а звуки – по их качественной характеристике (гласные, согласные, твѐрдые, мягкие). Могут оперировать понятиями: слог, слово, звук. Грамматический строй речи. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Словарь содержит все части речи. Дети активны в словотворчестве, в словоизменении, словообразовании, согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, правильно употребляют существительные единственного и множественного числа в родительном падеже. Появляется критическое отношение к своей речи. Лексическая сторона речи. Дети свободно используют обобщающие слова, группируя предметы по родовым признакам. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светлокрасный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т.д.); слова, называющие материалы и их признаки (дерево-деревянный, стекло-стеклянный и т.д.). Связная речь. Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Составляют рассказы по картинкам (по серии картин), об игрушке из личного опыта. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Характеристика речевого развития детей 6-7 лет. Фонетико-фонематическая сторона речи. В 6 лет ребѐнок говорит внятно и чѐтко. Ошибки бывают в словесном ударении. В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в 7 звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Грамматический строй речи. Дети правильно изменяют и согласовывают слова в предложениях, могут образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образовывают слова, подбирая однокоренные. Критически относятся к ошибкам. Стремятся к точности и правильности. Используют в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Лексическая сторона речи. Словарь детей насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Активно используют синонимы, антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (трусливый, как заяц, хитрый, как лиса и т.д.). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т.д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер). Дети осознанно употребляют родовые и видовые понятия. Связная речь. Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. Характеристика нарушений речевого развития детей. Работа по Программе «АБВГДейка» ведется с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения речи: ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 уровня речевого развития. Данная Программа рассчитана для обучения и развития детей 4- 7 лет с нормальным слухом и нормальным интеллектом. Вид речевого нарушения Характеристика речи Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) ФНР– частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; замена одного звука другим. 8 Фонетикофонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Фонетико- фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. • «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность. Несформированность произношения звуков выражается вариативно: а) замена звуков более простыми по артикуляции б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; в) нестабильное использование звуков в различных формах речи; г) искаженное произношение одного или нескольких звуков. Нарушение произношения многосложных слов со стечением; общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи; неустойчивость внимания, отвлекаемость. Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 ур.) Общее недоразвитие речи 4 уровня (ОНР 4 ур.) Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования, но по-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально оттеночных, уменьшительно- ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Особую трудность представляют сложные предложения с разными придаточными глаголами. II. Содержательный раздел Программы Реализация Программы осуществляется по следующим развивающим курсам: 9 Развивающий курс: «Послушные звуки» (устранение речевых недостатков у дошкольников 4-7 лет); Развивающий курс: «Грамотеи» (формирование функционального базиса чтения и письма. 2.1. Описание образовательной деятельности по развивающему курсу «Послушные звуки». Цель: Устранение речевых недостатков у дошкольников 4-7 лет. Форма обучения – индивидуальная. Срок обучения (в зависимости от речевого нарушения) – от 0,5 до 1 года. Количество занятий - от 1 до 2 раз в неделю (в зависимости от степени выраженности речевого дефекта и по согласованию с законным представителем); Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Разработанный курс представляет собой коррекционно-образовательную деятельность учителя-логопеда, которая ориентирована исключительно на ребѐнка, зачисленного на обучение. Зачисление проводится на основании заявления одного из родителей (законного представителя). На основании проведенного логопедического обследования (методика Крупенчук О.И.) учитель-логопед составляет индивидуальный план коррекционно-образовательный помощи с учѐтом личностных особенностей ребенка, особенностей речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков. На каждого зачисленного ребенка оформляется речевая карта. Так как дополнительная образовательная деятельность осуществляется с детьми, имеющими различные речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 ур.) важно, чтобы проводимая логопедическая работа включала именно те направления коррекционной работы, которые соответствуют выявленной структуре речевого нарушения: Нарушения устной речи Задачи коррекционной работы Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) Фонетикофонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Развитие общих речевых навыков; Коррекция звукопроизношения. Общее недоразвитие речи (ОНР) Работа над пониманием речи, пополнением словаря; Совершенствование грамматического строя, связной речи, Развитие фонематических процессов, Совершенствование слоговой структуры слов, Формирование правильного звукопроизношения Развитие общих речевых навыков; Развитие фонематических процессов, Совершенствование слоговой структуры слов, Формирование правильного звукопроизношения. Описание направлений коррекционно-развивающей работы: Направления работы Содержание Развитие общих речевых -формирование сильного длительного выдоха; 10 навыков -работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом; -работа над темпом, ритмом и интонацией. Коррекция звукопроизношения -выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков; -уточнение произношения и постановка звуков; автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи; дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков. Коррекция звукослоговой структуры слов (на материале правильно произносимых звуков): над двух- и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек); -работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост); -над двусложными словами со стечением согласных в начале слов/ в середине /в конце слов; -над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов/ в середине/в конце слов; -над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, сковорода, электричество). Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, восприятия, - работа над понятием ряда (первый, в начале, последний, в конце, в середине); развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков, звукоподражаний; развитие фонематического слуха: -запоминание и воспроизведение серий из двух, трех слогов; -выделение речевых звуков из ряда других изолированных звуков; -определение наличия звука в слове;/ - подбор картинок и слов с заданным звуком; -развитие фонематического восприятия, навыков звукового 11 анализа и синтеза: -введение понятия «гласные звуки», выделение гласных звуков из начала слов; -подбор слов на гласные звуки; -звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа ау, иа, аиу; -выделение гласных звуков из конца слов (пальто, кенгуру и т.п.) -выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, сок, мышь, кот, кит); -звуковой анализ и синтез обратных слогов (ам, ум, им); -введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; -выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из конца слов (угол, уголь); -звуковой анализ и синтез прямых слогов (ма, му, мы, ми, мо); -различение согласных твердых / мягких звуков из начала слов (мак, миска); -определение позиции согласных твердых и согласных мягких звуков в словах; -полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с гласными: а, у, о, и, ы, составление схем слов типа «ивы, осы, мак, мир»; -полный звуковой анализ и синтез слов типа «стол, шкаф, волк»;/ двусложных слов без стечения согласных (мука, мухи, паук). -деление слов на слоги; -введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям. Развитие грамматического строя речи (формирование грамматических категорий) -преобразование сущ-ых в И.п. единств.числа во множ-ое число И.п.(стол — столы, лев - львы)/ - Р.п. (стол - столов, левльвов); -согласование числительных с существительными по родам (один петух, одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока); -согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки); -образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами (кукла — куколка); названий детенышей животных и птиц в единственном/ множ. числе (лиса — лисенок- лисята); -согласование глаголов с существительными единств. и множ. числа (мальчик идет, мальчики идут); -образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул 12 из дерева — деревянный, шапка из меха — меховая). уточнение значений простых и сложных предлогов; -подбор синонимов (слов-братьев) / антонимов (скажи наоборот); -образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад, водопровод, пылесос); -образование притяжательных прилагательных от существительных (очки бабушки – бабушкины и т.д.) Развитие связной Выполнение упражнений и заданий на составление и речи (в процессе распространение предложений; составление рассказов по нормализации картине, серии картин; пересказ. звукопроизношения). Развитие высших Мышление (формирование процессов обобщения, анализа, психических синтеза и абстрагирования). Анализ и синтез (объединение/ функций исключение предметов по признаку). Тренировка памяти, внимания. При подготовке и проведении индивидуального занятия учитель-логопед учитывает: формулировку темы и цели занятия; последовательность постановки отсутствующих звуков: свистящие С, 3, Ц, С', 3'; шипящий Ш; соноры JI, Ль; шипящий Ж; соноры Р, Р'; шипящие Ч, Щ. Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной связной речи. определѐнность этапов занятия, их взаимосвязь и последовательность; постепенность усложнения лексического и грамматического материала; разнообразие занятия при помощи игр и игровых приѐмов; зону ближайшего развития ребѐнка; дифференцированный подход к ребѐнку с учѐтом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; краткость и чѐткость формулируемых инструкций для детей; использование разнообразного и красочного наглядного материала; положительный эмоциональный фон занятия. 13 2.2. Описание образовательной деятельности по развивающему курсу «Грамотеи» Цель: Формирование функционального базиса чтения и письма у дошкольников 4-6 лет. Профилактика дисграфии и дислексии. Форма обучения – подгрупповая. Наполняемость группы - от 2-6 человек Срок обучения – 1 год. Количество занятий - 1 раз в неделю. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Основным направлением развивающего курса «Грамотеи» является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе развитие интереса и способностей к чтению. Курс «Грамотеи» решает одну из задач речевого развития ребенка — подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая становится предметом изучения уже детьми 4 лет. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Задачи обучения: Стимуляция осознания звуковой стороны речи. С помощью игровых и дидактических упражнений ребенка подводят к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Стимуляция слухового внимания. Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления: Отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий. Ребенка учат планомерному последовательному анализу изображений и конструкций, выделению значимых элементов изображения (фигуры); Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий — узкий, длинный — короткий и т. п.), обозначением пространственного взаиморасположения (над-под, перед-позади, право-лево и др.); Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений (ориентирование в лабиринтах, в «картах-путях» и др.) Формирование изобразительно-графических способностей: развитие графомоторных навыков (штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур, дорисовывание рисунков с недостающими деталями и др.); овладение графической символизацией (формирование стабильного графического образа буквы (графемы) на полианализаторной основе; печатание букв по шаблонам / самостоятельно). Формирование у ребенка учебных умений: 14 понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности. умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются индивидуальные задания, с помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем темпе. развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания. формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы. Обучение по данному развивающему курсу осуществляется с учетом следующих условий: ребенок психологически готов к обучению грамоте, у него достаточный уровень зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи; обучение проводится с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника; обучение проходит на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий; процесс обучения грамоте строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем изменена традиционно принятая последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита. Звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь: А, У, О, И, Ы, Э, М, Б, П, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, З, Ш,Ж, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ч, Ц, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, состоящий из двух взаимосвязанных процессов: формирование первоначальных навыков чтения (овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза) и письма (формирование графомоторных навыков). Все это закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст). Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает объединение звуков в слоги, слоги – в слова, слов в предложения. Данные понятия усваиваются через условнографическое моделирование слов, предложения, фонемной структуры слова: слово обозначается длинной полоской бумаги, слоги (части слов) обозначаются короткими отрезками, звуки – квадраты разных цветов, традиционно обозначающие звуки: гласные – красный цвет, согласные твердые –синий цвет, мягкие согласные –зеленый цвет). Содержание курса позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками навыки фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочные герои, сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес детей к изучению звуков и букв. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о 15 буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Отличительные особенности развивающего курса «Грамотеи»: Особенностью курса является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме, поэтому большое внимание уделяется одному из центральных принципов программы достаточно долгому этапу звукового анализа, предшествующему этапу введения букв и обеспечивающему лингвистическую ориентацию детей в языке – представлению о слове как звучащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма. Большой объем заданий в развивающем курсе «Грамотеи» отводится развитию различных видов пространственных ориентировок. Развитие психологической природы пространственных представлений имеет большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебы и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием успешного развития ребенка, формой отражения его знаний об окружающем мире. Чтобы ребенок успешно учился в школе и у него не возникали трудности при овладении чтением и письмом, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Все функции, обеспечивающие зрительнопространственное различение предметов (поле и острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений в детском саду. Формирование пространственных представлений ведется в следующих направлениях: • обучение ориентировке в схеме собственного тела; • • • обучение ориентировке в окружающем пространстве; обучение восприятию пространственных отношений между предметами; обучение ориентировке на плоскости. В учебном материале развивающего курса «Грамотеи» созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебных задач по грамоте. Для знакомства с простейшими правилами русского языка используются грамматические сказки. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания, т.е. на занятии главенствует дух открытия (ничего не сообщается в готовом виде). Обучение происходит с помощью игровых технологий и происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Детям созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. В ходе выполнения заданий у ребенка возникает потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач. Обязательным условием проведения каждого занятия является выработка у детей установки на успех, на принятие помощи от взрослого. Все задания и упражнения подбираются таким образом, 16 чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Общий итог занятия подводится педагогом не нарушая главного условия— получения детьми и взрослым удовлетворения от выполнения заданий. Программный материал развивающего курса «Грамотеи» построен по концентрическому принципу и рассчитан на два года обучения: 1- й год обучения (дети 4- 5 лет) – предварительный добукварный период; 2- й год обучения ( дети 5-6 ле) – добукварный, букварный период. Реализация развивающего курса «Грамотеи» направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. Распределение учебного материала, расширение и усложнение программных задач соответствует возрастным особенностям детей, соответствует ФГОС, реальным требованиям современного обучения. I – ый год обучения (4-5 лет) Первый год обучения вводит детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе c буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. На первом этапе обучения дети знакомятся с главным героем Слышем, который в игровой форме вводит их в необыкновенный мир звуков живой и неживой природы. Дети учатся узнавать и различать разные звуки: журчание ручейка, шум дождя, звучание музыкальных инструментов, голоса животных, двигаться, подражая им, менять вид, скорость и ритм движения по словесной или знаковой команде. Мир звуков русского языка предстает перед детьми в виде Сказочной страны звуков, в котором каждый звук обретает свой неповторимый акустический, артикуляционный, тактильный, зрительный образ. На основе созданных образов дети начинают воспринимать слова не как единую звуковую массу, а как цепочку знакомых персонажей сказки, учатся узнавать звуки в словах, определять наличие или отсутствие заданного звука. Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков. Развитие чувства ритма, начатое в работе над звуками неживой природы, продолжается и расширяется при делении слов на слоги. В течение первого года обучения дети учатся делить слова на слоги, находить рифмующиеся слова в стихотворении, подбирать рифму. Задачами предварительного добукварного периода являются: развитие интереса к обучению (доступность знаний и навыков, усваиваемых детьми); воспитание навыков речевого общения; 17 отработка произносительной стороны речи (развитие навыков четкого артикулирования звуков; развитие у детей фонематического слуха и восприятия, умения выделять звуки в слове и дифференцировать их; Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание умений: удерживать в памяти определенное количество предметов и воспроизводить их по заданию; - умение воспринимать и воспроизводить в определенной последовательности названия предметов или геометрических фигур; - подбирать фигуры, предметы по подобию: величине, форме, цвету. (проводятся игры: «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что изменилось?». В качестве оборудования используются цветные предметные картинки, предметы); Воспитание пространственных представлений: - развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела; - развитие умений определять направления в пространстве и следовать им; уточнение и усвоение пространственных взаимоотношений практическое усвоение предлогов (в, за, над-под, перед-позади, право-лево); Развитие графомоторных навыков. Пропуск гласных букв при письме является наиболее распространенной ошибкой у младших школьников, поэтому особое внимание в развивающем курсе 1-го года обучения уделяется осознанию гласных звуков. Гласные звуки изучаются детьми в следующем порядке: 1. Соотнесение изолированного звука с артикуляцией, с символом, с характером «Гласика» - персонажа сказки. 2. Определение звука по артикуляции (непосредственной, немой), по символуперсонажу. 3. Слияние звуков в цепочку +Анализ звуковых цепочек. 4. Определение первого звука в слове. Звук [а]. 5. Выделение картинок с заданным звуком в начале слова. 6. Определение последнего звука в слове. Звук [о]. 7. Определение звука в середине односложных слов. Звук [у]. 8. Распределение картинок на группы по наличию звуков [о], [у]. 9. Четкое проговаривание звука [э] в начале слова. Звуки [э], [и]. 10. Подсчет количества гласных звуков в слове. Звук [и]. 11. Определение последнего звука в слове при самостоятельном изменении формы числа. Звук [ы]. 12. Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков. Процесс обучения детей определять первый звук в слове является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет (в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: начало, середина, конец слова). В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки. На занятиях широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста. 18 В течение первого года обучения детей знакомят со звучащим словом. Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова - «друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно. Знакомятся с протяженностью слова (короткие и длинные), с делением его на части (слоги) на основе выделения гласных звуков. Узнают о том, что в части слова обязательно есть «Гласик» - гласный звук (буква). Для формирования навыка деления слова на части детей обучают выполнять следующие действия: «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка» Отхлопать, отстучать или прошагать слово по частям (слогам); Выложить под количество частей в слове необходимое количество фишек; Сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо, разгибать поочередно нужное количество пальчиков; В напечатанных словах находить гласные буквы, обводить нужные буквы или проставлять под ними точки красным карандашом. Вести подсчет обведенных гласных букв / проставленных точек. Сколько точек – столько частей (слогов). Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев. Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток. Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе движения и для рук и для пальцев. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Задания на формирование элементарных графических навыков проводятся в игровой и занимательной форме: «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа листочки к ветке и т.д.». С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглениями, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы, даются задания на штриховку различных предметов. Последовательность изучения тем отражено в тематическом планировании (см. Приложение.) II – ой год обучения (5-6 лет) Второй год обучения построен по принципу формирования зоны ближайшего развития и решает следующие задачи: формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, четких и устойчивых фонематических представлений; формирование навыка самостоятельного получения и применения знаний; подготовка к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Формирование навыков звукового анализа предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Дети учатся давать характеристику гласным и согласным звукам, различать их. Вводятся обозначения звуков: гласные – фишки красного цвета, твердые согласные – фишки синего цвета, мягкие согласные – фишки зеленого цвета. Вводимый дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности: СГС (С — согласный звук, Г — гласный звук), СГСГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ. Дети обучаются звуковым и словесным играм, разгадыванию ребусов. 19 В данном виде работы дети превращаются в правителей Сказочной страны звуков, учатся «рассыпать» слова на отдельные звуки, составлять слова из отдельных звуков, образовывать новые слова, заменяя или переставляя звуки в слове, разгадывать ребусы. Создание многопланового и единого образа каждого звука русского языка позволяет детям объединять или различать слова по фонематическим признакам, что является основой для усвоения правил орфографии в будущем. Разноплановость образов одного звука позволяет детям научиться находить опору или подсказку для самостоятельного выполнения заданий. Многообразие форм работы над звуками, слогами и словами, различные формулировки учебных инструкций обеспечивают готовность детей к обучению в школе. Продолжается работа по интонационному выделению заданных звуков в словах, подбору слов на определенный звук, определению первого звука в слове. В течение второго периода обучения ведется работа по дифференциации изолированных звуков, смыслоразличительной роли звука в слове, по изменению значения слова посредством замены звука: детям даются знания о том,что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. П.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления. Дети знакомятся с правилом «Сколько в слове гласных - столько и частей, это знает каждый ГРАМОТЕЙ». Продолжается работа по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти Работа над оптическим ориентированием складывается из следующих видов деятельности: • Развитие дифференцированного восприятия на материале геометрических фигур, затем на буквах: сначала далеких по конфигурации, затем близких. • Профилактика буквенной агнозии: развитие тактильного восприятия букв узнавание и называние букв, их воспроизведение (конструирование, составление букв из элементов, печатание). • Развитие умения исключать лишний элемент или прибавлять его для получения новой буквы Последовательность изучения тем отражено в тематическом планировании (см. Приложение.) 2.3.Планируемые результаты освоения Программы Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы, развивающий курс: «Послушные звуки» Реализация представленного курса предполагает достижение следующих результатов: правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях; чѐткая дифференциация всех изученных звуков; воспроизведение слов сложного слогового состава; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико-грамматических конструкций; развитие коммуникативных навыков. 20 В зависимости от вида речевого нарушения к концу года, ребенок приобретает следующие навыки и умения: Вид речевого нарушения Сформированные навыки: ФНР - ФНР - ФФНР - Правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; Способность различать (дифференцировать) изученные звуки. Правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; Способность различать (дифференцировать) изученные звуки. Правильная артикуляция всех звуков речи фонетических позициях и формах речи; -Фонематические процессы, ребенок умеет: дифференцировать (различать) изученные звуки; - в различных умеет определять последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различает понятия «звук»-«слог»-«предложение» на практическом уровне; умеет производить элементарный звуковой анализ и синтез; Лексико-грамматическая сторона речи: ребенок владеет интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов; понимает и применяет правильно в речи все лексикограмматические категории слов; оформляет свое речевое высказывание в соответствии с нормами русского языка. 21 ОНР- IV ур. - Правильная артикуляция всех звуков фонетических позициях и формах речи; -Фонематические процессы, ребенок умеет: речи в различных - различать (дифференцировать) изученные звуки;- умеет определять последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;- различает понятия «звук»-«слог»-«предложение» на практическом уровне;- умеет производить элементарный звуковой анализ и синтез; - Лексико-грамматическая сторона речи: ребенок владеет интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов; - умеет составлять небольшие рассказы; - владеет навыками творческого рассказывания; - понимает и применяет правильно в речи все лексико-грамматические категории слов; - понимает и использует в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; владеет навыками словообразования разных частей речи; - овладел правильным звукослоговым оформлением речи; - оформляет свое речевое высказывание в соответствии с нормами русского языка. 22 ОНР- Ш ур. - Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы; Правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи; -Фонематические процессы, ребенок умеет: различать (дифференцировать) изученные звуки. - умеет определять последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - различает понятия «звук»-«слог»-«предложение» на практическом уровне; Лексико-грамматическая сторона речи: - ребенок владеет интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов; - умеет составлять небольшие рассказы; владеет элементарными навыками пересказа; - понимает и применяет правильно в речи все лексико-грамматические категории слов; - понимает и использует в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; владеет навыками словообразования/словоизменения разных частей речи; - овладел правильным звукослоговым оформлением речи. Связная речь: - адекватно употребляет в самостоятельной речи простых и сложных предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.; - оформляет свое речевое высказывание в соответствии с нормами русского языка. Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы развивающий курс: «Грамотеи» За I – ый год обучения (4-5 лет) дети получают следующий объем знаний и умений: Знание Умение На уровне показа: На материале предметов и неречевых звуков: музыкальные инструменты и различать неречевые звуки по высоте, тембру и предметы могут издавать силе; различные звуки; классифицировать предметы по характеру -звуки различаются по звучания; - воспроизводить неречевые звуки различной высоте, силе звучания; высоты и силы звучания в заданном ритме; -звуки производят выполнять действия по словесной команде / разном темпе, ритме; знаку; -от силы удара, выдоха произносить звук, слово по действию, знаку; зависит сила звука; находить начало, середину, конец предметов, -высота голоса можетполосы бумаги; 23 меняться; -словесную команду заменяют картинкой, знаком, действием; - начало строчки, слова всегда слева. На уровне понимания: произношение звука зависит от положения органов артикуляции; звук может стоять в начале, середине, конце слова; слова состоят из отдельных звуков; - звуки бывают гласными и согласными; гласные от согласных отличаются способом произношения, длительностью звучания; согласные звуки бывают звонкими (сильные солдаты) и глухими (слабые солдаты); -соотносить предмет с его контурным изображением, теневым изображением, незавершенным изображением; следить за действием двух рук одновременно (расхождение, сближение); выделять (на глаз) средний предмет или символ в ряду из пяти, семи, девяти предложенных предметов. На материале гласных звуков: -узнавать звук по артикуляции и описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных гласных звуков; -определять место звука в слове; -анализировать цепочку из двух, четырех гласных звуков; -сливать два-три гласных звука в непрерывную цепочку; -определять гласный звук в начале, конце слова, в середине односложных слов; определять наличие (отсутствие) звука в слове; отличать гласный (поется) звук от согласного (не поется) на основе акустических и артикуляционных особенностей. На материале согласных звуков: описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных звуков; определять место звука в слове; - выделять (отделяя согласный звук от гласного) звук в конце и в начале слова; определять наличие (отсутствие) звука в слове; - определять наличие (отсутствие) звука в слове; различать звуки по звонкости/глухости на основе похожее звучание; - слова состоят из частей (слогов); - из отдельных частей (слогов) можно составить слово; - в разных словах могут быть одинаковые слоги; в предложении слова связаны по смыслу; - в стихах последние слоги слов одинаковые; - если в предложении заменить слово, то получается путаница фонематического и тактильного восприятия; определять наличие заданного звука в слове, соотносить его со знаком при изменении звуков в слове меняется его 24 смысл; -у слов с разным значением может быть подбирать парные звуки по звонкости/глухости. бумаги, разделенной на три части; - составлять слова из двух, трех слогов в прямом и обратном порядке; подбирать слова с одинаковыми слогами. На материале слов: - классифицировать слова по схожести звучания; - различать близкие по звучанию слова; - делить слова из двух, трех прямых открытых слогов на части; - выделять первый, второй, третий слог с опорой на полосу На материале предложений: — подбирать нужное по смыслу слово; — подбирать рифму («доскажи словечко»); — исправлять смысловые ошибки За II – ой год обучения (5-6 лет) дети получают следующий объем знаний и умений: Знание На уровне понимания: -слова состоят из звуков; слова можно разделить на части. На уровне объяснения: звуки, при произнесении которых воздух не встречает никаких преград (губы, зубы, язык) – гласные звуки; — гласные звуки обозначают красным цветом; -в слове столько слогов, сколько гласных звуков; звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду: губы, зубы, язык - называются согласными; - каждому Умение На уровне действенной реакции: - совмещать движения руки с произнесением слова; -выкладывать фишки на каждый звук в момент произнесения слова; -произносить слова по слогам, сопровождая речь прыжками, хлопками, шагами. На уровне восприятия гласных звуков: -сравнивать артикуляцию гласных звуков; -описывать движение органов артикуляции при произнесении пары звуков: ау, иы, иэ и т.д.; выделять звуки в начале, середине, конце слова; -называть гласные звуки в правильной последовательности в словах из трех, четырех слогов; считать количество гласных звуков в слове;соотносить количество гласных звуков с количеством слогов; разных словах может быть одинаковое количество звуков; -слова состоят из гласных и согласных звуков; -слово можно зашифровать цветными знаками; -выбирать слово с заданным звуком; распределять слова на группы по наличию заданного звука. 25 гласному и согласному звуку соответствует только одно правильное положение органов артикуляции; -согласные бывают твердыми (дружат с Томом) и мягкими (дружат с Тимом); -твердые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым. На уровне выполнения инструкций: слова состоят из частей (слогов); из отдельных частей можно составить слово; -в словах бывает разное количество частей, звуков; и они стоят в определенном порядке; -при изменении звука в слове меняется смысл слова; -слова могут быть схожими по звучанию, но разными по значению; На уровне восприятия согласных звуков: -объяснять разницу в звучании гласных и согласных звуков; -описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных звуков; -выбирать слова с заданным звуком; -различать и правильно называть твердые и мягкие звуки в слове; -соотносить твердые и мягкие звуки с соответствующим цветом; -анализировать цепочки согласных звуков. На уровне звукового и слогового анализа и синтеза слова: -производить слоговой анализ слов имеющих от одного до четырех слогов с выделением слога по порядковому номеру; -синтезировать слова из двух, трех слогов, названных в обратном порядке, из трех непо-следовательных слогов; производить звуковой анализ слов различной слоговой структуры: СГС, СГСГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ с выделением звука по его порядковому номеру; — синтезировать слова из трех, четырех, пяти непоследовательных звуков; -образовывать новые слова, заменяя, добавляя, убирая один звук в слове; -находить сходства и различия слов по их звуковому или слоговому составу; -разгадывать ребусы. На уровне фонематических представлений: -подбирать слова по количеству звуков в слове; подбирать слова с одинаковым первым, последним или порядковым (вторым, третьим и т. д.) звуком; -подбирать схему к слову; -подбирать слово к схеме. На уровне понимания инструкции: -выбирать слово из нескольких слов по заданной характеристике звуков в слове; -группировать слова по характеристике звуков в слове; - выделять слова, не имеющие заданных признаков 2.4. Формы и методы организации образовательной деятельности Программы Основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми - игровая. Данная форма организации детей способствует установлению эмоционального контакта между ребѐнком и учителем-логопедом, активизации контроля за качеством звучащей речи, 26 корректировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. Основными методами коррекционной развивающей работы являются: 1). Специфические: двигательно-кинестический метод (установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением), слухозрительно-кинестический метод (установление связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении); Данные методы и приѐмы коррекционного обучения соответствуют не только интересам детей и их потребностям в игре, но и обеспечивают интеллектуальное развитие реб ѐнка, тренировку его мысли и ума. 2). Наглядный метод – показ игрушек, предметных картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствует формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению. 3). Словесный метод включает: словесный образец; одновременное произнесение звука ребѐнком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребѐнка; оценка детской речи. 4). Игровой метод реализуется в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценировки (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Широко применяются Здоровьесберегающие технологии: Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа): - массаж ладоней пластмассовыми шариками Су-Джок; шестигранными карандашами; Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.) 2.5. Организация взаимодействия с родителями Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в образовательный процесс. Работа по Программе предполагает взаимодействие педагога с семьей в следующих формах: проведение родительских собраний с целью ознакомления с дополнительной образовательной программой «Грамотейка», а также подведения результатов работы (2 раза в год); проведение индивидуальных бесед, консультаций (как по запросам родителей, так и по потребности педагога); ведение тетрадей с целью закрепления полученных знаний на занятии. - проведение открытых занятий (4 раз в год) с целью ознакомления родителей с успехами ребенка. При желании родителя (законного представителя) он может присутствовать на всех организованных занятиях. № п\п Мероприятия Сроки проведения 1. Анкетирование. Проведение индивидуальных бесед с 1 – 15 сентября 27 родителями для сбора анамнеза 2. 3. Индивидуальные беседы и консультации Родительские консультации: 1)консультации о результатах обследования, ознакомление с планом коррекционного сопровождения; обсуждение организационных моментов; 2) Подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей, анкетирование; (собеседование - консультации) 3) 4. 5. Подведение итогов коррекционной работы: Посещение родителями подгрупповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности. Ведение индивидуальных тетрадей детейлогопатов; по запросам учителялогопеда, родителей (законных представителей) сентябрь-октябрь январь-февраль февраль-март, май В течение периода обучения (по запросам логопеда, желанию родителей) В течение учебного года 28 III. Организационный раздел 3.1. Организационные условия коррекционно-образовательного процесса Коррекционно-образовательная работа осуществляется на логопедическом пункте ДОУ, деятельность которого регулируется Положением о логопедическом пункте. Зачисление на обучение по Программе осуществляется по результатам проведенного логопедического мониторинга, с согласия (заявления) родителей (законных представителей). Учебный план. Распределение учебной нагрузки по направлениям обучения Наименование развивающих Форма обучения Количество занятий курсов обучения по в неделю в месяц в год Программе Для детей 4 – 5 лет (по запросу родителей занятия могут проводится до 2х раз в неделю) «Послушные звуки» Индивидуальные 1-2 4-/8 36-/72 Формирование правильного занятия Количество часов произношения Продолжительность 20 -/40 1 ч. 20 мин10 ч. 30 – не более 20 минут минут /2 ч. 40 мин мн. /21 час «Грамотеи» Подгрупповые занятия Количество занятий Подготовка к обучению Продолжительность 1 4 36 грамоте не более 25 минут Количество часов 25 минут 1 ч. 40 мин 12 ч.30 мин Для детей 5-6 лет (по запросу родителей занятия могут проводится до 2х раз в неделю) «Послушные звуки» Индивидуальные Количество занятий/ часов Формирование правильного занятия в неделю в месяц в год произношения Продолжительность 1-2 4-/8 36-/72 одного занятия – не 25 -/50 1 ч. 40 мин 12 ч.30 более 25 минут минут /3 ч.20 мин мин /25 часов «Грамотеи» Подгрупповые занятия Количество занятий/ часов Подготовка к обучению Продолжительность в неделю в месяц в год грамоте одного занятия – не 1 4 36 более 25 минут 25 минут 1 ч. 40 мин 12 ч.30 мин Для детей 6-7 лет «Послушные звуки» Индивидуальные Количество занятий/ часов Формирование правильного занятия в неделю в месяц в год произношения Продолжительность 1 4 36 29 одного занятия – не более 30 минут Подгрупповые занятия обучению Продолжительность одного занятия – не более 30 минут 30 минут 2 часа 18 часов «Грамотеи» Количество занятий/ часов Подготовка к в неделю в неделю в грамоте неделю 1 4 36 30 минут 2 часа 18 часов Структура занятий не является статичной по своему характеру и может видоизменяться в зависимости от содержания образовательной деятельности и от возможностей, потребности воспитанников. Занятия имеют интересную, увлекательную, динамичную форму проведения с использованием ИКТ, разнообразных дидактических игр, артикуляционных и логоритмических упражнений. Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Структура занятия в зависимости от возрастных особенностей детей: 1. Вводная часть. Организационный момент – от 1-2 мин. 2. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики –от 2-5 мин. 3. Основная часть – от 10-20 мин. 4. Проведение физминутки – 1-2 мин. 5. Работа за компьютером/ работа в тетрадях – от 3-5 мин. 6. Заключительная часть. Рефлексия -1 мин. 7. Заполнение домашних тетрадей – 2 - 5 минут (для логопеда). Общая продолжительность одного занятия как индивидуального, так и группового не превышает времени, установленного САНПИН: - для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, - для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, - для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Календарный учебный график № Содержание п/п 1 Начало обучения 2 Окончание учебного года 3 Продолжительность учебного года всего, в том числе: 1е полугодие 2-е полугодие 4 5 6 7 Режим работы ДОУ Продолжительность учебной недели Каникулярный период Праздничные дни Срок 15 сентября 31 мая 39 недель 18 недель 21 недель 7.00-18.30 5 дней 01.01. - 08.01 1, 2, 3, 4, 5, 6 , 7, 8 января; 23 февраля, 8 марта; 1 ,9 мая ,12 июня, 4 30 ноября Организация мониторинга. Оценочные материалы Мониторинг уровня речевого развития проводится два раза в год: в сентябре – с диагностической целью, в мае – проверяется уровень усвоения Программы по итогам учебного года. Мониторинг построен на основе «Речевой карты», разработанной О.И. Крупенчук (см. Приложение 1). В речевой карте представлена процедура исследования и критерии оценки развития ребенка с нарушением речи, диагностические таблицы для количественного анализа оцениваемых показателей развития. Все это соответствует ФГОС Обследование проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более трех разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин. (дети 4-5 лет) или 20 мин. (ребенок 6 лет). Речевая карта имеет ряд особенностей: Обследование рассчитано на детей с самыми частыми видами нарушений речи. Многие виды обследования сведены в таблицы с возможностью просмотра динамики за время пребывания ребенка на обучении (обследование мимической и артикуляционной мускулатуры; звукопроизношение, согласование падежных окончаний); другие – также дифференцированы по возрастам. Представлены все традиционные виды обследования речи и исключены обследования, не являющиеся принципиальными для постановки логопедического диагноза (заключения), но отнимающие много времени у логопеда. В разделе «Словоизменение» приводится таблица согласования падежных окончаний всех трех склонений русского языка. Предлагается в тех местах, где ребенок ответил правильно, ставить латинскую букву N (норма), а в тех, где допущены ошибки, - записывать ответ ребенка. Для раздела «Логопедическое заключение» предлагается примерная схема написания этого заключения: Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротоцизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.). Слоговая структура (нарушена в словах, предложениях). Фонематические представления (сформированы, не сформированы). Лексика (лексический запас не сформирован, ниже возрастной нормы, по возрасту). Грамматический строй (ошибки в словоизменении, словообразовании). Связная речь (отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована). По итогам обследования определяется уровень речевого развития ребѐнка (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов: 1-4 балла (1-й, реже 2-й и 3-й разделы) – ФНР или НПОЗ; / 5-7 баллов (1-й, 2-й и 3й разделы) – ФФНР; / 8-12 баллов – НВОНР; / 13-18 баллов – ОНР 3ур; / 19-24 балла – ОНР 2 ур.; / 25-28 баллов – ОНР 1 ур. 31 Учитель – логопед ДОУ, использует данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка. Кадровые условия реализации Программы. Реализация Программы «Грамотей-ка» обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольного образовательного учреждения. Квалификация педагогического работника (учитель-логопед) и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н., с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н. 3.2. Материально - техническое обеспечение Программы. Реализация Программы осуществляется в логопедическом кабинете МАДОУ «ЦРР - «Гнездышко», оборудованном в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности. № Наименование оборудования Количество (шт.) п/п 1 . шкаф для пособий 1 2 . письменный стол 1 3 . стул взрослый 1 4 . стулья детские 5 5 . зеркало настенное 1 6 . стол детский 2 7 . тумба 1 8 . полка книжная 1 9. доска-мальберт 1 Технические средства обучения: 1. персональный компьютер 1 2. принтер 1 3. колонки 2 4. микрофон 1 32 3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда В кабинете логопеда, в котором создана развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС и отвечающая следующим условиям: Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей; Эстетичность и привлекательность оформления; Содержательность и насыщенность, разнообразие материалов; Доступность и безопасность для детей; Системность и полифункциональность; Пространство логопедического кабинета организовано в виде хорошо разграниченных зон: рабочая, коррекционно-артикуляторная, учебно-развивающая, моторная, дидактическая, рефлексивная. Каждая зона оснащена необходимой мебелью, соответствующей возрасту детей, необходимым оборудованием и пособиями. 1. Рабочая зона (рабочее место учителя-логопеда) - оборудована компьютерным столом, стулом. Имеются ТСО: стационарный компьютер, с необходимым программным обеспечением, развивающими компьютерными играми, презентациями. Имеются колонки, микрофон, принтер. 2. Учебно-развивающий центр - является зоной подгрупповых занятий, направленных на развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, совершенствованию связной речи. Оборудован магнитной доскоймольбертом, детскими столами, разнообразными дидактическими играми и пособиями. 3. Коррекционно-артикуляторная зона. Здесь располагаются настенное зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, расположен наглядный материал, используемый на индивидуальном занятии (карточки с артикуляционными укладами речевых профилей, с изображениями основных артикуляционных упражнений, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики», вертушки, мелкие легкие игрушки, способствующие развитию речевого дыхания). 4. Зона методического и дидактического сопровождения оснащена книжным шкафом (трехсекционный), в котором размещены материалы по следующим разделам: диагностический инструментарий; методическая литература по коррекции речи детей; учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда; дидактические пособия по обеспечению коррекционного процесса. 5. Зона моторного и конструктивного развития: в которой находятся разнообразные конструкторы, игрушки-шнуровки, мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, плоскостные изображения предметов для игр с прищепками, трафареты на различные лексические темы, разрезные картинки и паззлы (8 – 12 частей), пальчиковые бассейны с различными наполнителями, массажные мячики, мелкий конструктор «Лего»; мелкие 33 бусины разных цветов и леска для их нанизывания; волчки, грецкие орехи – для массажа рук и т.п. 3.4. Программно - методическое обеспечение Учебная литература, программы: Программы 1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003. 3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4- до 7 лет Спб.) 4. Нищева Н.В.Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. –СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»,2014 Логопедические технологии обследования 1. 1998. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. –Спб.: Издательский дом «Литера», 2017г. Коррекционные технологии 1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологов. / Под ред. Л.С. Волковой: - Кн. V: Фонетико-фонематическое т общее недоразвитие речи. 2. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007. Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи 1.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2007 2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Технологии формирования лексико -грамматического строя речи 1.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребѐнка к школе – Спб. : издательский дом «Литера», 2003 2.Ткаченко Т.А. Формирование лекико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивид.занятий с дошкольниками.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.+ Альбом дошкольника. 34 Технологии формирования связной речи 1.Коноваленко Развитие связной речи (Зима, Весна, Осень) 2.Ткаченко Схемы для составлений дошкольников описательных и сравнительных рассказов. Технологии по подготовке дошкольников к обучению шрамоте 3. 4. 5. 6. 7. 1. Башинская, Т. В. Королевство звуков: занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет: пособие для учителейдефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.В.Башинская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. 2. Бортникова Е.Ф. Учим буквы (для детей 3-5 лет). Часть 1 и 2. Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2010 Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие [Текст] / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 Ельцова Е.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обчению грамоте: Учебно-методическое пособие. –СПб.: ООО Издательство «Детствопресс»,2011 Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте [Ткаченко] / Т.А. Ткаченко. - М.: «Гном и Д», 2000. – 48 с. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 1998. – 32 с. Технологии формирования пространственной ориентации 1. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб., «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009. Технологии развития графомоторных навыков 1. Бураков Н.Б. Линии и штриховки (для детей 4-7 лет). (Экспресс-курсы по подготовке руки к письму), 2011. 2. Новиковская О.А. Готовим руку к письму. Веселые точки. 5+.- Издательство: АСТ, 2013 г. Компьютерные логопедические программы 1. «Развитие речи. Учимся говорить правильно», авторы - Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко. 2. «Игры для Тигры», автор Л.И.Лизунова 3. «Звуковой калейдоскоп» ООО «Мерсибо», 2014 4. «Конструктор картинок» ООО «Мерсибо», 2014 35 5. «Логопедические упражнения» Выпуск 1 (презентации на закрепление правильного произношения звуков детьми 4-8 лет «Рифмованные миниатюры») Выпуск Рекомендации. Конспекты занятий. Библиотека логопеда. Издательство «Учитель» 6. «Обучающий видеокурс «Моя мама логопед» 2. Дидактические пособия: Пособия для коррекционной логопедической работы: по связной речи: серии сюжетных картинок для составления рассказов разной степени сложности; тексты для пересказа, схемы для составления рассказов, пальчиковый театр, иллюстрации по составлению рассказов цепной структуры; по лексико грамматическому строю речи: предметные картинки, картинный материал по лексическим темам, дидактические игры: «Много и один», «Разложи по порядку» и т.п.; картотека игр и игровых упражнений с использованием лексического материала; картотека игр по развитию грамматического строя речи у детей; картотека игр, направленных на расширение словарного запаса; по звукопроизношению: игрушки, пособия для развития дыхания; предметные картинки; картотека артикуляционных упражнений; символы речевых звуков; альбомы для автоматизации звуков; картотека автоматизации звуков; картотека картинок к трудным звукам; логопедическое лото – «Говори правильно зв. Л, Р, С», «Учим звуки – Л, Ль, Р, Рь, Ш» и т. п.; дидактические пособия «Ладошки», «Звуковые дорожки», «Улитка»; картотека чистоговорок, дидактические игры. по фонематическому восприятию: сборник фонетических игр; картотека игр фонетической направленности; схемы характеристики звуков; «Логопедическое лото»; звуковые линейки; «Слова, рифмы, звуки», «Подбери картинку к схеме», «Найди лишнюю картинку», Кто как кричит»; схемы слов, схемы предложений; музыкальные инструменты, символы гласных и согласных звуков и т.д. Пособия для обследования интеллекта, для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности: дидактические игры «Мемори»; - разрезные картинки разной конфигурации, пирамидки из четырех, восьми колец, набор кубиков, геометрических форм и предметов; - загадки; -кроссворды и ребусы; Картотеки: - артикуляционных упражнений; - пальчиковых гимнастик; Су-джок гимнастика; домашних заданий по автоматизации звуков; - домашних заданий по развитию лексико – грамматического строя речи. Материал по развитию мелкой моторики: массажные мячики, шестигранные карандаши, счетные палочки, трафареты, мозаики, игры-головоломки, шнуровки, волчки, пирамидки, прищепочные конструкторы, «сухой бассейн» с разными наполнителями, схемы пальчик.игр (Цвынтарный) и т.д.