Кодекс профессиональной этики и служебного поведения педагогических работников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка -детский сад «Гнездышко»
Нижнетуринского городского округа
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко»:
Протокол № ___
«____» _______ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко»
__________ Н.С. Савинова
приказ № ________
«____» _______ 2023 г.

КОДЕКС
профессиональной этики и служебного поведения
педагогических работников
МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко»
I. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения педагогических работников (далее Кодекс)
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Центр развития ребенка -детский сад «Гнездышко» Нижнетуринского городского округа (далее
Учреждение)
представляет
собой
свод
общих
принципов
профессиональной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны
руководствоваться
все
работники
Учреждения
независимо
от
замещаемых ими должностей.
1.2. Кодекс разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции», Федеральным
законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п.4 ст.47; п.4
ст.48) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами
внутреннего трудового распорядка работников Учреждения, а также основан на
общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1.3. Целью Кодекс является:
- установление этических норм и правил служебного поведения педагогических работников
Учреждения,
для
достойного
выполнения
ими
своей
профессиональной
деятельности,
содействие
укреплению
авторитета
педагогических
работников
Учреждения,
обеспечения
единых
норм
их
поведения
педагогических
работников.
1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали,
уважительном
отношении
к
педагогической
деятельности
в
общественном
сознании.
1.5. Знание и соблюдение норм настоящего Кодекса является нравственным долгом
каждого педагогического работника Учреждения и обязательным критерием оценки
качества его профессиональной деятельности.
1.6.
Каждому
педагогическому
работнику
Учреждения
следует
принимать
все
необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных
отношений вправе ожидать от педагогического работника Учреждения поведения в
отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.
1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в Учреждение, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в Учреждении.
II. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью
2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство,
присущие их деятельности.

2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать
следующие этические принципы:
- законность;
- объективность;
- компетентность;
- независимость;
- тщательность;
- справедливость;
- честность;
- гуманность;
- демократичность;
- профессионализм;
- взаимоуважение;
- конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и
государством, призваны:
1) оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать
усилия
для
повышения
её
престижа;
2) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в
целях
обеспечения
эффективной
работы
Учреждения;
3) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
определяют
основной
смысл
и
содержание
деятельности
как
Учреждения
в
целом, так и каждого педагогического работника;
4)
осуществлять
свою
деятельность
в
пределах
полномочий;
5) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
6) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную
деятельность
решений
политических
партий
и
общественных
объединений;
7) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых)
и
иных
интересов,
препятствующих
добросовестному
исполнению
должностных обязанностей;
8) уведомлять администрацию Учреждения обо всех случаях обращения к ним
каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
9)
соблюдать
установленные
действующим
законодательством
ограничения
и
запреты;
10)
проявлять
корректность
и
внимательность
в
обращении
с
участниками
отношений в сфере образования;
11) проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных
групп
и
концессий,
способствовать
межнациональному
и
межконфессиональному согласию;
12) придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на Учреждениe социальных функций;
13) принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и
урегулированию
возникших
случаев
конфликта
интересов;
14)
быть
требовательными
к
себе,
стремиться
к
самосовершенствованию;
15) обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
16) поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
17)
не
терять
чувство
меры
и
самообладания;
18) соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования
ругательств,
грубых
и
оскорбительных
высказываний;

19) постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися
в
сфере
их
ответственности;
20)
поддерживать
порядок
на
рабочем
месте;
21) соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи,
проявляющаяся
в
их
умении
грамотно,
доходчиво
и
точно
передавать
мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
1)
ясности,
обеспечивающей
доступность
и
простоту
в
общении;
2) грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
3) содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности
обращения;
4) логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность
изложения мыслей;
5) доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
6)
лаконичности,
отражающей
краткость
и
понятность
речи;
7) уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной
ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
1) поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим
работником
своих
должностных
обязанностей,
а
также
конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения;
2) пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или проведения
необоснованных сравнений его с другими Учреждениями;
3)
преувеличения
своей
значимости
и
профессиональных
возможностей;
4)
проявления
лести,
лицемерия,
назойливости,
лжи
и
лукавства;
5) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного
или
семейного
положения,
политических
или
религиозных
предпочтений;
6) высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определённых социальных, национальных или концессионных групп;
7)
резких
и
циничных
выражений
оскорбительного
характера,
связанных
с
физическими недостатками человека;
8) грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
9)
угроз,
оскорбительных
выражений
или
реплик,
действий,
препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
10)
поспешности
в
принятии
решений,
пренебрежения
правовыми
и
(или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона,
нравственным принципам и нормам;
11) коррупционно опасного поведения.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению
безопасности
и
конфиденциальности
информации,
за
несанкционированное
разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с
исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не
допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть
отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учёт интересов Учреждения в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной
этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию Учреждения по

профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
III. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками
3.1.Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:
1)признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;
2)сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3)стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его
потенциала;
4) выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания,
желания сотрудничать и помогать другим;
5) при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
6) проявляют толерантность;
7) защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от
физического
и
(или)
психологического
насилия;
8) принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или)
насилия;
9) осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах,
затрагивающих
их
интересы;
10) прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
11) вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно
посвящённого
общества,
где
есть
место
для
каждого;
12)
стремятся
стать
для
них
положительным
примером;
13) применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
14) гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как
идеологический
и
религиозный
инструмент.
3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
1)
навязывания
им
своих
взглядов,
убеждений
и
предпочтений;
2)
оценки
их
личности
и
личности
их
законных
представителей;
3) предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
4)
предвзятой
и
необъективной
оценки
действий
законных
представителей воспитанников;
5) отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для
объяснения.
При
действительном
отсутствии
времени
необходимо
провести
индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;
6)
требования
платы
за
дополнительные
образовательные
услуги
в
рамках
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
7)
проведения
на
занятиях
явной
политической
или
религиозной
агитации;
8) употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
9) курения в помещениях и на территории Учреждения.
IV.
Обязательства
педагогических
работников
перед
родителями
(законными
представителями) воспитанников
4.1.
Педагогические
работники
в
процессе
взаимодействия
с
родителями
(законными представителями) воспитанников должны:
1)
помнить,
что
большинство
обратившихся
законных
представителей
воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой.
От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их
мнение о педагогических работниках и работе Учреждения в целом;
2)
начинать
общение
с
приветствия;
3) проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

4) выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя
доброжелательность
и
уважение
к
собеседнику;
5) относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им
необходимую
помощь;
6) высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения
повторить
и
разъяснить
смысл
сказанного;
7) выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной
форме
задать
уточняющие
вопросы;
8) разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по
обсуждаемому
вопросу;
9) принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты
полномочного
лица).
4.2. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
педагогические работники не должны:
1)
заставлять
их
необоснованно
долго
ожидать
приёма;
2)
перебивать
их
в
грубой
форме;
3)
проявлять
раздражение
и
недовольство
по
отношению
к
ним;
4)
разговаривать
по
телефону,
игнорируя
их
присутствие;
5) разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;
6) переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и
достижений
их
детей.
4.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить родителей (законных
представителей)
активно
участвовать
в
воспитании
их
ребёнка
и
поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой
оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
4.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых
замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или
скандал.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя) воспитанника
необходимо
принять
меры
для
того,
чтобы
снять
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
V. Обязательства педагогических работников перед коллегами
5.1.
Педагогические
работники
в
процессе
взаимодействия
с
коллегами:
1) поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения;
готовы
предложить
совет
и
помощь
коллегам,
находящимся
в
начале
своего
профессионального
пути;
поддерживают
и
продвигают
их
интересы;
2) помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством
и
локальными
актами
Учреждения
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
1) пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения
необоснованного
сравнения
их
работы
со
своей;
2)
предвзятого
и
необъективного
отношения
к
коллегам;
3) обсуждения их недостатков и личной жизни.
VI. Обязательства педагогических работников перед администрацией Учреждения
6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и
имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим
законодательством.
6.2.
В
процессе
взаимодействия
с
администрацией
педагогические
работники
обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
VII. Обязательства администрации Учреждения перед педагогическими работниками
7.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и
безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении благоприятного
для эффективной работы морально- психологического климата.

7.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений
каждого педагогического работника.
7.3.
Ограждать
педагогических
работников
от
излишнего
или
неоправданного
вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их
профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.
7.4. Представителям администрации следует:
1) формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
2) быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
3) помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую
помощь
и
поддержку,
вникать
в
запросы
и
нужды;
4) регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной
этики;
5) пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
6)
обеспечивать
рассмотрение
без
промедления
фактов
нарушения
норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
7)
способствовать
максимальной
открытости
и
прозрачности
деятельности
Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка
необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в
законности действий педагогических работников;
8) оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.
7.5. Представитель администрации не имеет морального права:
1) перекладывать свою ответственность на подчинённых;
2) использовать служебное положение в личных интересах;
3) проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
4) создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
5) обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;
6) предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества,
религиозной,
кастовой,
родовой
принадлежности,
личной
преданности, приятельских отношений;
7) демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать,
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
8)
умышленно
использовать
свои
должностные
полномочия
и
преимущества
вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
VIII. Контроль за соблюдением Кодекса
8.1. Для контроля соблюдения настоящего Кодекса, поддержки педагогических
работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а
также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего создаётся комиссия по
профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и
авторитетные представители педагогических работников.
8.2.
В
своей
деятельности
комиссия
руководствуется
действующим
законодательством об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Кодексом и
Положением о комиссии по профессиональной этике.
IX. Ответственность за нарушение Кодекса
9.1. Нарушение педагогическим работником Учреждения настоящего Кодекса
рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных
уставом Учреждения и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
9.2. Соблюдение
педагогическим работником Кодекса
может учитываться
при
проведении
аттестации
педагогических
работников
на
соответствие
занимаемой
должности,
при применении
дисциплинарных
взысканий
в случае совершения
работником,
выполняющим
воспитательные
функции,
аморального
проступка,
несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников,

добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
9.3.
Нарушение
правил
антикоррупционного
поведения
влечет
проведение
служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно-опасной ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».