МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАСПОРТ первой группы раннего возраста «Семицветик» Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды группы. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 2 лет) Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно, нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично раздеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям взрослых Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет. Прямо хождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух - трехсловные фразы, причем от таких фраз до 11 целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря; На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком; К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов; Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют; На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры подражания; К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста: • организовывать предметную деятельность; • обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие; • формировать речь. Ведущая деятельность – предметная. Игровой центр Формируем игровую деятельность с разнообразными сюжетными игрушками. Используем предметы-заместители: куклы, постельные принадлежности, посуда, одежда для кукол, поднос с посудой, утюг, пеленки, коляска, овощи, фрукты, набор доктора, наборы животных. Центр сенсорных игр Продолжаем обогащать сенсорный опыт, обучаем детей действиям с предметами. Знакомим детей с некоторыми формами, способами конструирования, прикладыванием, накладыванием. Обыгрываем постройки с использованием сюжетных игрушек: пирамидки, матрешки, втулки, дидактические коробки, вкладыши, мозаика, шнуровки, мягкие кубики, строительный материал, конструктор «LEGO», деревянный конструктор. Центр книги Приучаем слушать и понимать доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки. Чтение сопровождаем показом картинок, игрушек. Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». В уголке есть книжки-малышки, книжки-мякиши Центр природы Одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Центр физического и музыкального развития Созданы условия, побуждающие к двигательной активности и развитию основных движений: игрушки- каталки, мячи, кегли, бубен, шары, мягкие модули и пр. Учебно-методический комплект: 1. Н.Е. Вераксы, Т. С., Комаровой, М.А. Васильевой. Инновационная программа «От рождения до школы» под ред. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014 3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 4. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет.- СФЕРА, 2017 5. Можгова Е.И. Комплексные развивающие занятия с детьми от 1,5 до 3 лет. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 6. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. - ДЕТСТВОПРЕСС, 2015г. 7. Громова О.Е. Развиваем математические представления у детей раннего возраста. -СФЕРА, 2017г. 8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. - СФЕРА 2017г. 9. Якупова Н.Н. Развивающие занятия для детей раннего возраста. - ГНОМ И Д 2017г. 10. Неверова Ю.В., Иванова Е.В. Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет. -ВЛАДОС, 2017 11. Кондратовская Н. Б. Литературно-музыкальные занятия для детей от 1,5 до 3 лет. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 г. 12. Токаева Т. Э., Бояршинова Л. М., Троегубова Л.Ф. Технология физического развития детей 1-3 лет. СФЕРА, 2018 13. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. ФГОС. - ДЕТСТВОПРЕСС, 2018 г. 14. Жукова М.А. Полный годовой курс для детей 1-2 года. ТМ «Умка» Художественная литература: Русский фольклор. Русские народные песенки, потешки: «Ладушки – ладушки», «Петушок, петушок», «Водичка, водичка.», «Баю- бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота». Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка». МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРИЁМНАЯ секционные шкафчики для размещения детских вещей – 17 штук; уголок для родителей – стенд с карманами для информации – 1 шт; стенд – «Визитная карточка» - 1 шт; шкаф для одежды – 1 шт; скамейки – 2 шт; стул – 2 шт; стул большой – 1 шт. ГРУППОВАЯ КОМНАТА: ЗОНА ДЛЯ ДНЕВНОГО СНА: кроватки детские –15 шт; матрасы – 15 шт; подушки – 15 шт; одеяла – 15 шт; комплекты детского постельного белья – 15 шт; ковровая дорожка – 1 шт; ИГРОВАЯ ЗОНА: стенка «Теремок» - 2 шт; стулья – 15 шт; стол – 2 шт; шкаф – 1 шт; корзина для строительного материала с конструктором – 1 шт; доска – 1шт. ТУАЛЕТНАЯ КОМНАТА: унитаз – 1 шт; раковины – 3 шт; мыльницы – 3 шт; шкафчик секционный для полотенец – 1 шт; поддон– 1 шт; шкаф для хозяйственного инвентаря – 1 шт; ведро для мусора– 1 шт; ведро для мытья пола – 3 шт; щетка – 1шт; швабра – 3 шт; стойка для горшков – 1 шт; горшки- 16 шт. Участок для прогулки Выносной материал