Дополнительная развивающая образовательная программа Каляка-Маляка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»
НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко»
Протокол № _____
«____»__________2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко»
____________Н.С. Савинова
Приказ №_____
«____» __________2022г.

Дополнительная
развивающая программа
студии «Каляки Маляки»
(по ИЗО деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования)
для детей от 1 года до 4 лет
срок реализации 1 год

Разработала:
Чебоксарова С.А.
воспитатель ВКК

г. Нижняя Тура
2018г.

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования студии «Каляки Маляки» представляет
собой развивающий образовательный курс, направленный на формирование у ребенка
эмоционально – положительного отношения к ДОО, дополнение и систематизацию уже
полученных знаний в художественно – продуктивной деятельности, совершенствование
художественно – эстетических навыков, воспитание самоорганизации, развитие
познавательной
активности
творческих
способностей
путем
применения
нетрадиционных техник.
Педагогическая целесообразность. Способность к творчеству – отличительная
черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не
нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь
ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать
личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как
взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так
как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования – рисование
пальчиками, ладошкой, монотипия, рисование ватными палочками, крупами, песком и т.
Д.
Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на
песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.
Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой
деятельности, т. К. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Световой планшет и стол для игр с песком – это не только шикарный тренажер для
пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения
тематических занятий. В них можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и
характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым
закрепить знания малыша по изучаемой теме.
В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность,
развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же
происходит активное формирование речевой деятельности.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием
нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для

творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные
стороны развития ребенка.
И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем
активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его
клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет
формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой
активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни.
Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить
гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более
восприимчив к знаниям.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя
гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного
произведения, так и оригинальной частью шедевра. Следует предлагать детям, а не
навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя,
необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь
любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать,
думать, искать, пробовать и т.п.
Реализация программы: В форме игры, познавательной активности и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно – эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Цель программы: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
Обучающие
1. Учить правильно держать инструменты, не напрягая мышц и не сжимая пальцы;
добиваться свободного движения руки во время рисования.
2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их
изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании
выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
Развивающие
1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов
для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета,
фактуры.
2. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
3. Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные
1. Воспитание эстетического вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
3. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при
создании коллективных композиций.
Отличительными особенностями программы являются:
- работа с различными материалами (манная и пшенная крупы, песок, гуашь.);
- использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, рисование пальчиком
или ладошками, и др.)
Принципы построения программы:
Личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку;

Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и
детской художественной деятельности;
Обогащение сенсорно – чувственного опыта;
Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия,
чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной
открытости;
Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
Использование
проблемных,
игровых
ситуаций,
инициирующих
детское
экспериментирование и развитие творческих способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»
- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении примерной
формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего
образования».
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей».
- Письмо Миноборнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
- Устав МАДОУ ЦРР – детский сад «Гнездышко».
Форма организации занятий – подгрупповая.
Группа может насчитывать 3-5 детей.
Сроки реализации программы: 1 год
Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 30 минут во второй половине дня в рамках работы
студии. Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание
основной образовательной программы в МДОУ.
Учебный план на 1год с сентября по май
№
п/п
1
2
3

Наименование группы
I группа
II группа
III группа

Кол-во занятий в
неделю/месяц/год
2/8/72
2/8/72
2/8/72

Кол-во часов в
неделю/месяц/год
1/4/36
1/4/36
1/4/36

Методы: беседы, объяснения, конкурсы, выставки. В начале каждого занятия несколько
минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
Материалы:
 крупы (манка, пшено);






чистый сухой песок;
кинетический «живой» песок;
гуашь;
листы бумаги различного цвета и формата.

Оборудование:
 Световой планшет. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный,
белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок.
 Разносы.
 Мелкие фигурки (Киндер).
 Мини конструктор.
 Матерчатые салфетки;
 Стаканы для воды;
 Трубочки коктельные;
 Подставки под кисти; кисти;
 Формочки, трафареты, ситечки;
 Декоративные камушки, палочки;
 Массажные мячи;
 Паралоновые палочки;
 Музыкальное сопровождение на CD.
Способы работы с песком:
2) Способы засыпания рабочего стола:
 просеивание (сквозь пальцы)
 расхлопывание ладошкой
 дождик (сыпем из кулачка)
 торнадо (сыпем из двух кулачков)
 волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
 Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
 Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром
ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
 Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
 Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.
Особенности в работе с песком на световом планшете:
 Рисование отличается простотой.
 Песочное рисование это – КРАСОТА!
 Пластичность.
 Уменьшение стресса.
 Воздействие светом, цветом, музыкой.
Правила поведения в песочнице
 Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
 Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
 После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
 После игры в песке надо помыть ручки.
Формы проведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Ожидаемый результат работы студии:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с
возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика
познавательной сферы (см. приложение № 1). Оценка познавательного развития
определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, в стадии формирования.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению ОД.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:
наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые
упражнения, диагностические беседы.

1

Содержание программы:
«Нетрадиционное рисование»

2

«Рисование ладошкой»

3

«Рисование пальчиками»

4

«На манке»

5

«На пшене»

6
7
8
9
10

«На песке»
«На песке»
«На песке»
«На песке»
«На песке»

11
12

«Кинетический песок»
«Рисование пластилином»

1. Монотипия. Лист акварельной бумаги складывается
пополам, на одной половине очень мокрой кистью и
красками
рисуем,
складываем,
прижимаем,
разворачиваем и прорисовываем детали.
2. Рисование
пробками,
ватными
палочками,
трафаретами, губкой, воздушными шариками).
Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток
на бумаге.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на
бумагу.
Равномерно рассыпаем на цветном подносе, и
пальчиком рисуем по манке.
Равномерно рассыпаем на световом планшете и
пальчиком рисуем по пшену.
Использование массажного мяча
Использование ситечка
Использование трафаретов
Использование трубочки (выдувание рисунков)
Использование декоративных украшений (камни,
палочки) и игрушек.
Лепка. Использование формочек
Равномерное размазывание пластилина на поверхности
листа бумаги по контуру.

Учебно-тематический план для детей группы № I (с 1 года до 2 лет)

Месяц

№

Тема занятия.
Задачи

Содержание

Сентябрь

1

Рисование пальчиками «Арбуз».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Грибок».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Вишенка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Дождик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Солнышко».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Овечка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Уточка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиками «Лошадка».

Рисование черных зернышек –
семян.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Рисование белых пятнышек на
мухоморе.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Рисование по вишенке.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).

2

3

4

Октябрь

5

6

7

8

Рисование капелек дождя.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Закрашивание
пальчиковой
техникой солнышка.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Закрашивание
пальчиковой
техникой овечки.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Закрашивание
пальчиковой
техникой уточки.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).
Рисование
пятнышек
на

Ноябрь

9

10

11

12

Декабрь

13

14

15
16
Январь

17

1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование
ладошками
«Цветные
ладошки».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование ладошками «Солнышко».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование ладошками «Курочка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование ладошками «Рыбка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисуем по пшену. «Покорми цыплят»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Положительный
эмоциональный настрой, сплочение.
Аппликация «Снегопад в лесу»

лошадке.
Уметь различать количество
предметов (много - мало, много
- один).
Уметь сравнивать предметы (по
размеру).

Учить
находить
сходство
рисунка
с
предметом,
радоваться
полученному
результату.

на трафарете зеленой елки из
цветной
бумаги
разложить
комочки ваты.
Рисование на манке «Норка для лисички» На манке дети рисуют круги.
Рассортируй фасоль (белую
Упражнение «Помоги Золушке»
отдельно, красную отдельно).
Уметь различать количество
Игры с манкой. «Ищем клад».
1.Развитие мелкой моторики и повышение предметов (много - мало, много
тактильной чувствительности
- один).
2.Снижение
психоэмоционального Уметь сравнивать предметы (по
напряжения.
Положительный размеру, длине, ширине).

эмоциональный настрой, сплочение.
18

19

20

Февраль

21
22

23

24
Март

25
26

27

28

Группировать по форме, цвету,
величине.
Уметь различать количество
Игры с манкой. «Секретики».
1.Развитие мелкой моторики и повышение предметов (много - мало, много
тактильной чувствительности
- один).
2.Снижение
психоэмоционального Уметь сравнивать предметы (по
напряжения.
Положительный размеру, длине, ширине).
эмоциональный настрой, сплочение.
Рисование на манке «Норка для лисички». Уметь на манке рисовать круги.
1.Развитие
зрительного
внимания
и
пространственной ориентации.
2.Учить рисовать пальчиком на манке.
Показываются
картинки
со
Рисование пластилином «Снегопад»
снегопадом, затем предлагается
нарисовать пластилином его на
картоне.
Рисование
пальчиковыми
красками Детям предлагается нарисовать
хвост коню пальчиками.
«Нарисуй хвост коню»
Положить в крупу различные
Игра с манкой «Найди фигурки»
предметы, показать малышу, что
в крупе кто-то спрятал клад, и
предложить ему их поискать.
Поскольку
наше
занятие
тематическое – в крупу можно
закопать шарообразные или
круглые предметы (пуговицы,
бусины,
орехи).
Можно
вырезать кружки из картона и
раскрасить их яркими цветами.
Найти в сухом бассейне фигурки
Игра «Домашние животные»
на ощупь и озвучить их
название и рассказать, какое это
животное.
пальчиковыми
Рисование
пальчиковыми
красками Нарисовать
красками травку для коровки
«Зеленый лужок»
Из сухого бассейна выбрать
Игра «Кто больше соберет фасоли? »
фасоль.
платья
Рисование штампиками «Укрась платье Раскрашивание
штампиками
или
ватными
для мамы»
палочками,
вырисовывание
узора.
Упражнять в технике рисования
Клоуны в цирке
ватными палочками, располагая
мазки по всей поверхности
(«украсим костюм клоуну», наряд в горошек). Развивать
чувство ритма.
Изготовление
в
технике
Клоуны в цирке
бумагопластики
мячей
для
клоуна-жонглёра; наклеивание
их, опираясь на зрительный
ориентир.

Апрель

29

Игры с кинетическим песком. Формочки.

30

Рисование пластилином «Солнышко»

31

32
Май

33
34

35

36

Размазывание пластилина по
контуру на листе.
Закрепить умение рисовать с
Рисование штампами «Звездное небо»
помощью
«штампования»;
распределять силу на кончики
пальцев;
закрепить умение ритмично
наносить рисунок на всю
поверхность листа.
Упражнять
в
рисовании
«Смотрит солнышко в окошко»
ладошкой:
изображение
(коллективная работа)
ладошками солнечных лучиков.
Лепка из кинетического песка «Картинки Выкладывать из формочек с
песком узора.
на песке»
Совершенствовать умение детей
Рисование поролоном «Березки»
изображать
нетрадиционным
способом;
активизировать
самостоятельность;
развивать умение обхватывать
мягкие предметы не прилагая
силу.
творческие
Рисование пальчиками «В подводном Развивать
способности
и
царстве»
экспериментирование; плотно
сжимать пальцы, удерживая
предмет;
раскрыть
возможности
использования
в
изобразительной деятельности
различных предметов.
Совершенствовать возможности
Рисование пробкой «Одуванчики»
использования
в
изобразительной деятельности
различных предметов;
развивать умение обхватывать
твердые предметы прилагая
силу; воспитывать любовь к
природе.

Учебно-тематический план для детей группы № II (с 2 до 3 лет)
Месяц
№ Тема занятия. Задачи
Содержание
Сентябрь

1

Рисование пальчиковыми красками «Арбуз».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный

Продолжаем, устанавливаем
интерес к ИЗО деятельности.
Знакомим
с
правилами
работы с красками, учим
пользоваться
тряпочками.

2

3

4

Октябрь

5

6

7

настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование
пальчиковыми
красками
«Мухомор».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование пальчиковыми красками «Божья
коровка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.
Рисование
пальчиковыми
красками
«Солнышко лучистое».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование
пальчиковыми
красками
«Зеленый лужок».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.

Формируем желание творить.
Обучать детей точечному
нанесению
пальчиковыми
красками;

Обучать детей точечному
нанесению
пальчиковыми
красками;

Обучать детей ритмичному
нанесению
штрихов
пальчиковыми красками;

Обучать детей ритмичному
нанесению
штрихов
пальчиковыми красками;
Нарисовать
пальчиковыми
красками травку для коровки.
Дать ребёнку возможность
самому
поэкспериментировать
с
изобразительными
средствами.
Дать ребёнку возможность
Рисование ладошкой «Рыбка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение самому
тактильной чувствительности
поэкспериментировать
с
2.Снижение
психоэмоционального изобразительными
напряжения. Положительный эмоциональный средствами.
настрой, сплочение.
Учить ребёнка воображать и
3.Формирования тонких движений рук.
фантазировать.
Совершенствовать
работу
руки,
что
способствует
развитию координации глаз и
руки.
Знакомить с цветом. Учить
находить сходство рисунка с
предметом,
радоваться
полученному результату.
Продолжаем
формировать
Рисование пробкой «Шарики».

1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.

8

Ноябрь

9

10

11

12

желание творить. Знакомим с
новой техникой печатания
оттиском
из
пробки.
Воспитываем
любовь
к
творчеству,
аккуратность.
Закрепляем знание основных
цветов
и
знакомим
с
дополнительными
цветами
(фиолетовый).
Развиваем
зрительную
память,
моторику
пальцев
рук.
Воспитываем аккуратность и
старательность.
Учить ребёнка воображать и
Рисование пробкой «Цыплёнок».
1.Развитие мелкой моторики и повышение фантазировать.
тактильной чувствительности
Совершенствовать
работу
2.Снижение
психоэмоционального руки,
что
способствует
напряжения. Положительный эмоциональный развитию координации глаз и
настрой, сплочение.
руки.
3.Формирования тонких движений рук.
Знакомить с цветом. Учить
находить сходство рисунка с
предметом,
радоваться
полученному результату.
Рисование ватными палочками «Укрась
кружку».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Игры с кинетическим песком. Формочки.
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Игры с кинетическим песком. Лепка.
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Игры с манкой. «Секретики».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.

Декабрь

13

14

15

16

Январь

17

18

19

3.Формирования тонких движений рук.
Игры
с
манкой.
Игра-упражнение
«Домашние животные»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
Рисование ватными палочками. «Укрась
ёлочку».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование ватными палочками. «Снеговик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Тампонирование. «Ёлка в снегу».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.

Найти в сухом бассейне
фигурки на ощупь и озвучить
их название и рассказать,
какое это животное.

Познакомить
с
новой
техникой
рисования
–
тампонированием.
Учить аккуратно набирать
краску.
Продолжать знакомить с
цветом.
Развивать эстетический вкус.
Умение рисовать кисточкой
Рисуем манкой.
1.Развитие мелкой моторики и повышение узоры,
пользоваться
тактильной чувствительности.
трафаретом.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.
Умение рисовать мячиком с
Рисуем манкой.
1.Развитие мелкой моторики и повышение шипами, пересыпать крупу из
тактильной чувствительности.
одной ёмкости в другую,
2.Снижение
психоэмоционального используя разные ложечки.
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.
Умение рисовать крупой.
Рисуем манкой. «Снеговик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.

Февраль

Рисуем манкой. «Норка для лисички».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.

21

Игры – упражнения с манкой. «Ищем клад».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности.
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой.
3.Развитие координации движений.
Упражнение
Знакомство с песком. «Здравствуй, песок».
1.Развитие мелкой моторики и повышение песок!»
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Лесенка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Арбуз».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование ладошками. «Тюльпан».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Ёжик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Горы».
1.Развитие мелкой моторики и повышение

22

23

24

Март

Продолжать знакомить детей
с
техникой
рисования
крупой.
Развивать творчество детей.
Воспитывать аккуратность и
способность довести начатое
дело до конца. Развитие
мелкой моторики рук.

20

25

26

27

«Здравствуй,

28

Апрель

29

30

31

32

Май

33

34

тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Тучка и дождик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Змея».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Забор».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Ёлочка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Хвост Жар- птицы».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Улыбка».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Солнышко».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный

35

36

настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование песком. «Одуванчик».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Тампонирование. «Одуванчик»\
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение
психоэмоционального
напряжения. Положительный эмоциональный
настрой, сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.

Учебно-тематический план для детей группы № III с 3 до 4 лет
Месяц
№ Тема занятия. Задачи
Содержание
Сентябрь

1

Рисование пальчиком. «Арбуз»

Упражнение для развития
чувства симметрии. Дуги.

2

Рисование пальчиком. «Рябина»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.

3

Рисование ладошкой. «Бабочка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.

4

Рисование ладошкой. «Рыбки плавают»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.

Продолжать учить рисовать
пальцем. Развивать чувство
цвета и ритма. Воспитывать
интерес
к
отражению
впечатлений и представлений
о
красивых
картинах
(объектах)
природы
в
изобразительной
деятельности.
Умение проводить прямые
линии
в
разных
направлениях.
Уметь различать количество
предметов (много - мало,
много - один).
Уметь сравнивать предметы
(по размеру, длине, ширине).
Группировать по форме,
цвету, величине.
Умение рисовать прямые
вертикальные линии.
Уметь различать количество
предметов (много - мало,
много - один).
Уметь сравнивать предметы

Положительный
сплочение.
Октябрь

5

6

7

8

Ноябрь

9

10

эмоциональный

настрой, (по размеру, длине, ширине).
Группировать по форме,
цвету, величине.
Умение проводить прямые
Рисование пробкой. «Гусеница»
1.Развитие мелкой моторики и повышение горизонтальные линии.
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование пробкой. «Цыплёнок»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование ладошками. «Воробей»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование ватными палочками «Чашка с
блюдцем».
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
3.Формирования тонких движений рук.
Рисование
воздушными
шариками.
«Воздушные шары»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Лепка. Кинетический песок. «Морские
обитатели»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,

11

12

Декабрь

13

14

15

16

Январь

17

сплочение.
Лепка. Кинетический песок. «Город»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Свойства песка. «Здравствуй песок»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Тампонирование. «Утёнок»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование ватными палочками. «Рукавичка
Деда Мороза»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Снежинка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Новогодняя ёлочка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Тампонирование. «Снегопад»
1.Развитие мелкой моторики и повышение

Упражнение
песок!»

«Здравствуй,

Умение
проводить
пересекающиеся линии.

Умение проводить прямые
наклонные линии. Рисование
указательным
пальцем
кругов.

18

19

20

Февраль

21

22

23

тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Овечка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Лес. Ёлка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Улыбка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Морской мир «Кит»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Морской мир «Рыбка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Город»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.

Рисование
спирали
закручивающейся к центру и
раскручивающейся наружу.
Динамичное движение.

Умение проводить прямые
наклонные линии.

Рисование дуги.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
симметрично двумя руками.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
симметрично двумя руками.

Рисование
способом
втирания ребром ладони,
насыпания из кулачка.

24

Март

25

26

27

28

Апрель

29

30

Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Машина»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Монотипия. «Бабочка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Торт со свечами»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Цветы для мамы»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Кот с усами»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Вертолёт»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Самолёт»
1.Развитие мелкой моторики и повышение

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев. Рисование
вертикальных линий.
Умение рисовать прямые
вертикальные линии.
Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Упражнение для развития
чувства симметрии. Дуги.
Умение проводить прямые
линии
в
разных
направлениях.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,

31

32

Май

33

34

35

36

тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Мухомор»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Петушок»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Цыплёнок»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Лягушка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Бабочка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.
Положительный
эмоциональный
настрой,
сплочение.
Рисование песком. «Божья коровка»
1.Развитие мелкой моторики и повышение
тактильной чувствительности
2.Развитие
воображения
и
творческого
мышление
3.Снижение психоэмоционального напряжения.

ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Дуги. Чувство симметрии.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Рисование
способом
втирания кулачком, пальцем,
ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.

Положительный
сплочение.

эмоциональный

настрой,

Нетрадиционные техники рисования.
1.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и
полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие
непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей —
пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй.
Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно
испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные
звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для
рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды.
Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё
несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды,
остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель
разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками,
заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки
на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать
падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для
начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или
речным песком.
Ход работы
1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал
пальчик в баночку с краской.
2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки,
проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте
несколько точек.
3. При смене цвета пальчик промываем.
2. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и
оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь
вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько
штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети
очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут
преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета,
широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой
гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с
водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы

1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с
гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски
непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если
по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с
готовым отпечатком "вверх ногами".
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа,
например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок,
треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Маленькие хитрости
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона,
свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок,
кленовый лист и т.д.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек,
получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем
(туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа
человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем
доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

3. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ
Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив
рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного
производства».
Материал: Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или
акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.
2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по
контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет,
приготовьте чистую ватную палочку.
3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные
полоски, геометрические формы и т.д.
Варианты работ
Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей,
деревья, пейзажи и т.д.
С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной
палочкой без наметок простым карандашом.
4. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ ОТТИСКИ

Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными
материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, пробкой,
полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце
толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это
доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться
потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость,
ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.
Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой,
пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка,
баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.
Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и
делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо
взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.
Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.
Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги
или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега,
снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти
животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем
каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.

Литература
1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и
познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. –
Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз –
Дидактика, 2007 – 144 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,
2011. – 256 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка –
Синтез, 2014. – с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к
дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с.
(Психологическая служба).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».