МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко» Протокол № _____ «____»__________2020г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко» ____________Н.С. Савинова Приказ №_____ «____» __________2020г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» Разработчик: воспитатель ВКК Чебоксарова С.А. Нижняя Тура 2020 год СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Аннотация Целевой раздел Пояснительная записка Цель, принципы, структура Программы Планируемые результаты освоения Программы Содержательный раздел Содержание образования Формы, способы, методы и средства реализации Программы Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом Организационный раздел Материально-техническое обеспечение реализации Программы Объем и сроки освоения Программы Примерный тематический план и игровые технологии к Программе Мониторинг Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3 4 4 6 7 9 9 11 14 16 16 18 18 23 30 2 Аннотация Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Примерной основной образовательной программы дошкольного образования; Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ЦРР - д/с «Гнездышко», с учетом следующих нормативно-правовых документов: Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249; Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28); Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.; Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р; Материалы книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015) 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансовоэкономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купляпродажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет 4 начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социальнокоммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве. Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи. Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо 5 иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи. Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственнотрудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым. 1.2. Цель, принципы, структура Программы Цель Программы — помочь детям 5-7 (8) лет войти в социальноэкономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. Основные задачи Программы Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений. 6 Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социальнокоммуникативному и познавательному развитию детей. Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности. 1.3. Планируемые результаты освоения Программы В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарноденежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну. В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, и учреждения торговли: рынок, занятиях, общении со сверстниками и магазин, ярмарка, супермаркет, взрослыми знакомые экономические интернет-магазин; понятия (в соответствии с знают российские деньги, используемой Программой); некоторые названия валют ближнего знают и называют разные места и дальнего зарубежья; 7 понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; проявляют интерес экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек; сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе; с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8 2.1. Содержание образования Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде минипрограммы, поскольку содержит богатый материал для воспитательнообразовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы. Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах: - занятия-соревнования, - занятия-путешествия, - занятия-экскурсии, - занятия-викторины и т. д. Занятия по данной программе включают: 1 Ознакомление детей с денежными единицами разных стран. 2 Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки. 3 Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион». 4 Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк). 5 Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта). 9 6 Решение арифметических задач, кроссвордов. Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей». № 1 2 3 4 5 Перечень базовых финансово-экономических понятий Понятие Описание Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство Сбережения, копилка, кошелек Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево. 5-6 лет Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. Необходимо разобрать цепочку «продажа-товарцена – покупка» 10 6 1 2 3 4 5 Долг, должник, займ Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. 6-7 (8) лет План, экономия Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Потребность, Ребенок должен различать разницу между капризы, желание, желаниями и потребностями, учиться задавать возможность себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. Торговые Ребенок должен изучить, где покупают и предприятия: продают разные товары и оказывают услуги. магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Подарок, реклама Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. Богатство, бедность, Ребенок узнает, что не все продается и жадность, щедрость покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие: 1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей. Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет). 11 Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: • развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления); • развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; • освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира). Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурносмысловое (тематическое) наполнение. Стержневые развивающе-образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми. Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам. 12 Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности. Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д., например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др. Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений. Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений. Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками). Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности. Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности 13 (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности). Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5–7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995). Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной/регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик. Учебный блок образовательной деятельности вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) при решении задач формирования у них предпосылок знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе. Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общий временной план действий и конкретные цели занятий в виде учебной программы. В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования. 2.3. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом. Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству. Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры. С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, 14 связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры. Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом Единое образовательное пространство Широкое Информационное поле Создание условий Наблюдение контроль и Формы взаимодействия Периодичность сотрудничества Родительский клуб: проведение В течение года лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий Помощь в создании предметноразвивающей среды Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта Не реже 1 раза в месяц По мере необходимости В течение года 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы 15 Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материальнотехнические условия, позволяющие достичь обозначенных ею целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.: — осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей; —организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность; — использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей); — обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей; — обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей; — обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие: 1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; 2) выполнение организацией требований: — санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; • оборудованию и содержанию территории; • помещениям, их оборудованию и содержанию; • естественному и искусственному освещению помещений; • отоплению и вентиляции; 16 • водоснабжению и канализации; • организации питания; • медицинскому обеспечению; • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность; • организации режима дня; • организации физического воспитания; • личной гигиене персонала; — пожарной безопасности и электробезопасности; — по охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации; 3) возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность. При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития. Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование: — учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр); — помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей; — оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста; — мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты. Программа оставляет за организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы. Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьмиинвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, 17 подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 3.2. Объем и сроки освоения Программы Программа рассчитана на 2 года изучения. Режим занятий Год обучения/ группа Кол-во занятий в месяц 1 год/ старшая группа 1 занятие 2 год/ подготовительная 1 занятие к школе группа Продолжительность занятия 25 мин. 30 мин. 3.3. Примерный тематический план и игровые технологии к Программе Календарно – тематическое планирование. Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности: Тема 1. Труд – основа жизни. Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги. Тема 6. Учимся планировать. Тема 7. Богатство и бедность. № п/п Первый год обучения. Старшая группа. Тема Содержание образовательногоПедагогические технологии мероприятия Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» Трудиться означает что-то Беседа «Что такое труд?». Д/и 1 Трудиться, значит не лениться. делать, созидать для себя, на «Что сделано руками благо своей семьи, близких человека?» Чтение сказки людей, друзей, домашних «Петушок и два мышонка». питомцев и пр. Составление коллажа Любой труд – это хорошо, «Все профессии важны, все сидеть без дела – это плохо. профессии-нужны». Чтение сказки «Три поросенка». Работать означает трудиться за Беседа, ситуационные 2 Работать и вознаграждение. задачки, игра «Вот так зарабатывать Зарабатывать – получать заработали!». вознаграждение за выполненную работу (также 18 3 4 можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). Все работы Знакомство с профессиями в Социо-игровая технология хороши, выбирай на контуре опережающей (работа в малых группах). вкус (1) профориентации Игра: «Что создается дошкольников. трудом», викторина «Угадай профессию», загадки Продукты труда: товары и «Все профессии важны, все услуги. профессии нужны» Все работы хороши, Продукты труда: товары и Социо-игровая технология выбирай на вкус (2) услуги. (работа в малых группах). Продукты труда используются Загадки «Все профессии человеком для себя или для важны, все продажи (товар). профессии нужны» Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 5 Как придумали деньги 6 Какие бывают деньги 7 8 Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (монеты, банкноты). Как деньги Труд и доходы. попадают к нам в Вознаграждение за честный труд. дом. Трудовая денежка всегда крепка Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь» Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» 9 Потребности и желания 10 Где покупают и продают разные товары? Соотносим потребности, желания и возможности. Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» Торговые предприятия: магазины, Социо-игровая технология киоски, ларьки, базары, рынки, (работа в малых группах). ярмарки, торговые центры. Игра «Где что купить?», обсуждение, папкапередвижка «Мы идем за покупками» 19 11 Наша мастерская 12 Стоимость и цена товара 13 Создаем рекламу 14 Русская ярмарка 15 Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность Разбираем цепочку товарИгра «Сколько это стоит?», стоимость-цена. беседа «Как складывается Определяем стоимость товара стоимость товара», (сделанных поделок: затраченные обсуждение материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Формируем правильное Сюжетно ролевая игра отношение к рекламе, используя (работа в подгруппах). наблюдения, рассказы детей, Рекламируем книжки для организуя продуктивную чтения в группе, игрушки для минидеятельность спектаклей Ярмарка и ее атрибуты: шуты и Обсуждение, играскоморохи, зазывалы, конкурсы и праздник «Русская балаганы, шарманка, Петрушка, ярмарка»: покупаем и купцы, ремесленники, торговцы, продаем свои поделки, торговые соглашения. торгуемся, обмениваемся, Используем деньги нашей заключаем торговые группы, придуманные соглашения, веселимся. ранее. Закрепление материала по темам: Сюжетно ролевая игра труд, деньги, товар, реклама. (работа в подгруппах). Праздник в рамках «Финансовой недели». Второй год обучения, подготовительная к школе группа № п/п 1 Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» Тема Содержание Педагогические технологии образовательного мероприятия Тратим разумно, Деньги зарабатываются трудом, экономим и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную» 20 2 3 4 5 Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и Социо-игровая сберегать, как можно копить, технология (работа в копить непросто, но полезно, малых группах). ответственно и важно. Ситуационные задачки, папка- передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» Творческое занятие Развиваем у детей потребность Дети делают поделки и «Наша мастерская» радовать близких добрыми экономят материал: делами, экономить, беречь свои бумагу, краски и пр. вещи. Экскурсия в магазин «Продукты» Учимся сопоставлять цену товара Игра «Покупаем продукты к с имеющимися наличными празднику» деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» Занимаем и одалживаем Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папкапередвижка «Занимаем и одалживаем». Тема 6. «Учимся планировать» 6 7 Учимся планировать Планируем расходы Знакомим с понятием Технология «Клубный «план». час». Объясняем важность составления Игра «План на следующий планов. Закладываем основы день», папка-передвижка планирования. Начинаем с «Мы планируем», беседа. планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. свои Учимся решать несложные Экономические задачки экономические задачи. (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. 21 8 Творим добро 9 Сделал дело – гуляй смело Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах) Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки Тема 7. «Что такое богатство?» 10 Все работы хороши, выбирай на вкус 11 Наше богатство (1) 12 Щедрость и жадность 13 Бережливость 14 Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Знакомство с профессиями в Социо-игровая технология контуре опережающей (работа в малых группах). профориентации дошкольников. Игра: «Что создается Продукты труда: товары и трудом», викторина услуги. «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Выясняем, что не все продается и Беседа, ситуационные покупается, что главные задачи, игра «Что нельзя ценности (жизнь, мир, друзья, купить?», читаем и солнце, близкие люди и пр.) за обсуждаем рассказ «Как деньги не купишь. Валюша бабушке сон покупала». Разбираемся, что такое корысть, Читаем и обсуждаем жадность и почему это плохо. рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Закрепление материала по теме Сюжетно – ролевая игра Сюжетно – ролевая игра 3.4. Мониторинг 22 Мониторинг усвоения детьми дополнительной программы, проводится 2 раза в год: входная диагностика – в сентябре (октябре), итоговая – в мае; Открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и на ММО воспитателей. Целевые ориентиры: 1. овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов; 2. осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 3. обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека; 4. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 5. владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; 6. осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам; 7. способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения; 8. различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; 9. проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; 23 10. обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий; 11. знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов; 12. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы: – Наблюдение. – Беседы. – Обследование дошкольника (начало, конец учебного года). – Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.). В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Критер Показатели ии Когнитивный компонент (наличие - знание ребенком потребностей семьи; знаний и представлений об - представления о труде родителей; экономической жизни детей) - представления об экономических понятиях; - проявление интереса Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) Эмоционально-ценностный компонент (нравственноэкономические качества личности) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком. Уровень Высокий Кол-во баллов 3 Показатель Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о 24 Средний 2 Низкий 1 работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели. Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. ФИ п/п ребенка № нг кг нг кг Понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей) Уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги 25 нг Знает о новых профессиях кг нг кг Осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» нг кг Знает качества человека – хозяина. Видят красоту человеческого творения нг кг нг Признаёт авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие Знает о монетах и купюрах кг нг кг Определяет параметры стоимости вещей (дорого, дешево) нг Понимает факт купли-продажи кг нг Контролирует свои потребности в соответствии с возрастом кг Начало года Конец года Методы и средства оценки результативности реализации дополнительной программы детей 6-7 (8) лет. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы: – Наблюдение. – Беседы. - Практико-ориентированная деятельность. – Обследование дошкольника (начало, конец учебного года). – Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.) В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и 26 навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет) Критерии Показатели Когнитивный компонент (наличие знаний - знание ребенком потребностей и представлений об экономической жизни семьи; детей) - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; -проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. Поведенческо-деятельностный - отражение имеющихся знаний в игровой, компонент (экономические умения) трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. - знание правил поведения в экономической деятельности Эмоционально-ценностный компонент (нравственноэкономические качества личности) -проявление бережливости, ответственности, предприимчивости; -способность участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы с целью достижения успеха; - оценка проявления этих качеств у сверстников. По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком. Уровни экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет) Уровень Кол-во баллов Показатель 27 Высокий 3 Средний 2 Низкий 1 Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. Владеет простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, хозяин, реклама, конкуренция, продукция и т.д. Моделирует реальные жизненные ситуации: операции куплипродажи, производства и сбыта готовой продукции. Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели. Знает, но не всегда употребляет в речи простейшие экономические термины. При моделировании реальных жизненных ситуаций: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции требуется помощь взрослого Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. Не употребляет в речи простейшие экономические термины. Не моделирует реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. ФИ п/п ребенка № 28 Понимает и ценит окружающий предметный мир Уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно Знает о новых профессиях Осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» Знает качества человека – хозяина. Видят красоту человеческого творения Признаёт авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие Знает о монетах и купюрах Определяет параметры стоимости вещей (дорого, дешево) Понимает факт купли-продажи Контролирует свои потребности в соответствии с возрастом Знает о природных и капитальных ресурсах Имеет представления о деньгах, рынке и цене. Владеет простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк Осознает специфику товарноденежных отношений и рекламы Моделирует реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, Начало года Конец года 3.5 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 29 2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru. Рекомендуемая литература 1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с. 2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с. 3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016. 336 с. 4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9. 6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41. 7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с. 9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с. Интернет-ресурсы www.cbr.ru — официальный сайт Банка России fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами». 30