ДОП Ментальная арифметика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА–ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»
НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко»
Протокол № _____
«____»__________2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко»
____________Н.С. Савинова
Приказ №_____
«____» __________2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
естественно-научной направленности
«Ментальная арифметика»
для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Лопатина Анастасия Юрьевна,
воспитатель, 1КК

Нижняя Тура
2023год

2

Содержание
Название
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2. Нормативное обеспечение программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Теоретическая база программы
1.5. Принципы к формированию программы
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
2.2. Методы и приёмы
2.3. Ожидаемый результат реализации программы
3. Учебный план
3.1. Нормативные основания составления учебного плана
3.2. Учебный план
4. Методическое сопровождение программы
4.1. Перспективное планирование
4.2. Материально – технические условия реализации программы
5. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
6. Приложение
7. Список используемой литературы

Страницы
3
3
3
4
4
5
6
6
6
6
8
8
10
12
17
17
19
20
22

3
1. Пояснительная записка
Направленность программы
Программа носит естественно - научную направленность, ориентированную на создание
целостной системы культурно-педагогических условий, средств и методов для формирования
стойкого интереса к занятиям.
Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо
от наличия у них специальных навыков.
Формы и режим занятий:
Форма детского образовательного объединения - кружок.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на 2 года.
Общее количество занятий в год –32 (с
сентября по май)
Количество минут и занятий в неделю:
1 занятие 1 раз в неделю.
Программа «Ментальная арифметика» имеет два модуля. Содержание первого модуля
направлено на формирование и освоение определенных компетенций у групп дошкольников
старшего и подготовительного к школе возраста. Второй модуль углубляет уже приобретенные
дошкольниками компетенции.
1.1.
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения
устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушарий
человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество,
образное восприятие и мышление. Левое полушарие в ответе за логическое мышление.
Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать
руками. Если активна правая рука, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек,
работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Достигнуть
таких результатов возможно при выполнении математических операций на Абакусе обеими
руками. Абакус оттачивает и тренирует полушария. Этот предмет позволяет ребенку
совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и
кубический корни.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства
образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендациях по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации
дополнительных общеобразовательных программ является модульность.

4
1.3. Цели и задачи программы
Целью программы является гармоничное развитие умственных и творческих
способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка и
создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
 привитие интереса у учащихся к математике;
 обучение детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
 углубление и расширение знаний по математике;
Развивающие (метапредметные):
 способствовать развитию воображения, мелкой моторики;
 развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания,
правого и левого полушария головного мозга,
 исследовательских и творческих умений учащихся;
Воспитательные (личностные):
 способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со
сверстниками, взрослыми;
 воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
 сформировать ответственность за начатое дело;
 сформировать навыки здорового образа жизни;
 сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.
1.4. Теоретическая база программы
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике
- это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью
арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования
компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов
в умe.
Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации. Задания построены «от простого к сложному». Каждое
занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе
проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего
развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного учащегося.
Отрабатывать арифметические навыки. Подготовить ум для более серьёзной работы.
Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению
современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе
обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна
разработка
индивидуальной
образовательной
траектории
для
одарённых
и
высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого
ребёнка.
Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и
дифференцированном изучении материала по соответствующим модулям (первый и второй год
обучения).

5
1.5. Принципы к формированию программы
Программа построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них
происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с
использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря
этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть
максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.
Во время прохождения второго этапа учащиеся обучаются ментальному счету, который
производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к Абакусу, что также
стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые –
образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с
воображаемым Абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же
математического счета ассоциируется с движением косточек. Обучение ментальной
арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.

6
2. Содержание программы
2.1. Форма и режим занятий
Программа составлена с учетом реализации метапредметных связей по разделам:
1.
«Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного показа
арифметических действий. Использование на занятиях художественного слова: стихотворений,
загадок математической направленности. Выполняя практические действия, дошкольники
способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий подбираются сюжеты близкие
опыту ребенка, что позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить
первые варианты обобщения.
3. «Сенсорное воспитание». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине,
форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4.
«Музыкальное воспитание». Использование музыкальных подвижных игр,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения
собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики,
работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
2.2. Методы и приёмы
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 5 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование
в решении примеров на время.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное
обучение, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения,
технология дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация
знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий,
проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил,
тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности
достижения цели, рефлекция, итоговая часть.
2.3. Ожидаемый результат реализации программы
Результаты 1-го года обучения (5-6 лет):
 Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
 Ребенок познакомился со счетами (абакусом), умеет работать на них считая двумя руками
одновременно.
 Освоил прием ментального счета.
 Научился держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.

7
 Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.
 Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
 Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»).
Результаты 2-го года обучения (6-7 лет):
 Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
 Ребенок познакомился со счетами (абак), умеет работать на них считая двумя руками
одновременно.
 Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел
(состоящих из 1, 2, 3 цифр)
 Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»).
 Ребенок проявляет умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально
(«+», «-»): цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел.
 Ребенок с легкостью выполняет задания усложненного уровня: упражнения на развитие
логического мышления.
 Ребёнок становится внимательным, имеет активную жизненную позицию, повышается
самодисциплина.

8
3. Учебный план
Игровые занятия

Объём
учебной
нагрузки
программе
(количество игровых занятий)

сентябрь

3

октябрь

4

ноябрь

4

декабрь

4

январь

2

февраль

4

март

4

апрель

4

май

3

Итого

32

по

Календарный учебный график
Возрастная группа
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет

Периодичность образовательной
деятельности
1 раз в неделю

Длительность образовательной
деятельности
25 минут

1 раз в неделю

30 минут

3.1. Нормативные основания для составления учебного плана
Задачи 5-6 лет:
Образовательные (предметные):
 Научить производить вычисления сложения и вычитания на абакусе.
 Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 100.
 Ориентироваться в своей системе знаний:
 Отличать новое от уже известного с помощью педагога.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Развивающие:
 Совершенствование познавательных и творческих способностей.
 Развитие нестандартного мышления.
 Расширение пассивного и активного словарного запаса, и выражений.
Воспитательные:
 Воспитание самостоятельности и дисциплинированности.
 Формирование навыков продуктивного сотрудничества и здорового образа жизни.
 Повышение общекультурного уровня.
Ожидаемые результаты обучения:
Образовательные:

9
 Умеет производить вычисления сложения и вычитания на абакусе
 Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 100.
 Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с
помощью педагога.
 Может перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
Развивающие:
 Развитие нестандартного мышления.
 Расширен пассивного и активного словарного запаса, и выражений.
Воспитательные:
 Самостоятельность, дисциплинированность.
 Формирование навыков продуктивного сотрудничества и здорового образа жизни.
 Повышение общекультурного уровня.
Задачи 6-7 лет:
Образовательные:
 Свободно ориентироваться в числовом ряду в пределах 100.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Развивающие:
 Расширение приобретённых познавательных и творческих способностей.
 Развитие нестандартного мышления.
 Развитие предпосылок аналитического мышления.
 Дальнейшее развитие активного словарного запаса и выражений.
Воспитательные:
 Совершенствование навыков общения, коммуникативных компетенций.
 Овладение навыками групповой деятельности.
 Овладение этическими нормами общения и поведения.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты обучения:
Образовательные:
 Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 100.
 Преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
 Находит и формулирует решение задачи с помощью простейших моделей.
Развивающие:
 Расширились познавательные и творческие способности.
 Пополнился активный словарный запас и выражений.
Воспитательные:
 Владеет навыками общения, коммуникативными компетентностями.

10
 Владеет навыками групповой деятельности и индивидуальной работы.
 Владеет этическими нормами общения и поведения.
3.2. Учебный план
Программа реализуется по двум модулям:

стартовый (5-6 лет)

базовый (6-7 лет)
Стартовый модуль.
Структура занятия.
Подготовительная часть занятия.
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма
преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребёнка то в
ситуацию слушателя, то в ситуацию собеседника придают занятиям динамичность,
интригующую загадочность. Преподаватель раздает детям рабочие тетради. Показывает
обложку. Разрешает детям полистать тетради. Затем выдаются абакусы. Важно дать детям
поиграть с абакусом. Позволить произвольно подвигать косточки и т.д.
Пальчиковая гимнастика.
Для работы на абакусе в начале каждого занятия детям предложено сделать упражнения
сначала правой, затем левой рукой — перекладывание косточек с одновременным
проговариванием названия числа. Для этих задач разработана специальная пальчиковая
гимнастика перед началом процесса с использованием художественных текстов. Разминка
суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям,
необходимым в работе с абакусом.
Основная часть занятия – познавательная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием абакуса, флеш-карты, ментальной карты, заданий в рабочих тетрадях.
Показ преподавателем значения (О) на абакусе (к центральной планке не придвинуты
косточки). Дети практикуются правильно обнулять абакус (складываем большой и
указательный пальчики птичкой и проводим по центральной планке). Тренировка должна
проходить до тех пор, пока у всех детей не начнет получаться правильно обнулять абакус.
Затем дети учатся производить простые вычисления на абакусе, не применяя основных правил.
После введения правил, вычисления становятся более сложными, работа с ментальными
картами способствует развитию быстрого устного счёта ментально.
Заключительная часть занятия – Рефлексия (краткий анализ работы, подведение
итогов). Педагог вместе с детьми, еще раз проговаривает основные моменты занятия.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач, решение нестандартных задач, совместное обсуждение работ являются
хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

11
Базовый уровень
Структура занятий:
Подготовительная часть занятия.
Мотивация детей.
С
учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует занимательная
форма преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, аутотренинги,
погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию, собеседника придают занятиям
динамичность. Преподаватель раздает детям рабочие тетради. Разрешает детям полистать тетради.
Рассказывает, чем сегодня будут заниматься на занятии, чему дети смогут научиться.
Пальчиковая гимнастика.
Для работы на абакусе важно в начале каждого занятия сделать упражнения сначала
правой, затем левой рукой — перекладывание косточек с одновременным проговариванием
названия числа. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение
специальной пальчиковой гимнастики перед началом процесса с использованием художественных
текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к
движениям, необходимым в работе с абакусом.
Основная часть занятия – познавательная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием абакуса, флеш-карты, ментальной карты, заданий в рабочих тетрадях.
Затем дети производят простые вычисления на абакусе, не применяя основных правил,
потом с применением изученных правил. После введения правил, вычисления становятся более
сложными, работа с ментальными картами способствует развитию быстрого устного счёта
ментально.
Заключительная часть занятия – Рефлексия (краткий анализ работы, подведение итогов).
Педагог вместе с детьми еще раз проговаривает основные моменты занятия.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач, решение нестандартных, олимпиадных задач, совместное обсуждение работы на
занятии каждого ученика являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

12
4. Методическое сопровождение программы
Количество часов

№
п/п

Название разделы, темы

1
2.
3
4

5

6

7

8
10
11
12
13

Всего

В том числе:

Формы контроля

Теория

Практика

Вводное занятие «Счет в
1
воображении».

0,5

0,5

Выполнение задания в рабочей тетради.
Диагностика

Устройство абакуса

1

0,2

0,8

Выполнение задания в рабочей тетради

1

0,2

0,8

Выполнение задания в рабочей тетради

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради.

1

0,2

0,8

Выполнение
задания
на
счётах,
ментальной карте и в рабочей тетради

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради

1

0,2

0,8

Выполнение
задания
на
счётах,
ментальной карте и в рабочей тетради

1

0,3

0,7

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

Набор чисел, использование
пальцев, пятерка, «птичка».
Работа
с
флеш-картами.
Повторение
отображения
чисел.
Простые операции: сложение
и вычитание(+\- 1, 2 +\- 5,
когда не требуются правила)
Простые операции: сложение
и вычитание(+\- 1, 2, 3 +\- 5,
когда не требуются правила)
Простые операции: сложение
и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\5, когда не требуются
правила)
Правило: +4
= -1+5.
Правило: +3
= -2+5.
Правило:
+2 = -3+5.
Правило: +1
= -4+5
Решение
примеров
с
применением
известных
правил.

14

Работа на счетах «птичкой».
0,5
Состав числа 10.

0,1

0,4

15

Правило: +1 = -9+10

2

0,6

1,4

16

Правило: +2 = -8+10

2

0,7

1,3

17

Правило: +3 = -7+10

2

0,7

1,3

18

Правило: +4 = -6+10

2

0,8

1,2

19

Правило: +5 = -5+10

2

0,7

1,3

20

Правило: +6 = -4+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт в уме.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт в уме.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт в уме.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт в уме.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте

13
21

Правило: +7 = -3+10

2

0,8

1,2

22

Правило: +8 = -2+10

2

0,7

1,3

23

Правило: +9 = -1+10

2

0,7

1,3

24

Повторение.
Контрольное
0,5
задание на правила.

0,1

0,4

0,7

1,3

0,7

1,3

0,7

1,3

25
26
27

Комбинированный метод +6
2
(-5,+11)
Комбинированный метод +7
2
(-5,+12)
Комбинированный метод +8
2
(-5,+13)

28

Комбинированный метод +9
2
(-5,+14)

0,5

1,5

29

Повторение.
Решение
примеров с применением 0,5
известных правил.

0,1

0,4

30

Правило: -1 = -10+9

2

0,5

1,5

31

Правило: -2 = -10+8

2

0,8

1,2

32

Правило: -3 = -10+7

2

0,8

1,2

33

Правило: -4 = -10+6

2

0,7

1,3

34

Правило: -5 = -10+5

2

0,8

1,2

35

Правило: -6 = -10+4

2

0,8

1,2

36

Правило: -7 = -10+3

2

0,8

1,2

37

Правило: -8 = -10+2

2

0,8

1,2

38

Правило: -9 = -10+1

2

0,8

1,2

39

Повторение правил.
Упражнения на все правила.

0,5

0,1

0,4

40

Комбинированный
правило -6 (-11,+5)

2

0,7

1,3

41

Правило -7= -12+5

2

0,8

1,2

42

Правило: -8 = -13+5

2

0,7

1,3

43

Правило: -9 = -14+5

2

0,7

1,3

44

Отработка
правил 1
комбинированного метода

0,1

0,9

метод

Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Простое
контрольное задание на счетах.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный

14
Итоговое занятие.
Вычисления в уме на
тренажере.
ИТОГО
45

1

0

1

68

22

46

счёт.
Выполнение задания на счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте. Ментальный
счёт с участием тренажёра.

Примерный учебный план второго года обучения

№

1.

2.
3
4

5
6
7

8

Название разделы, темы
Вводное занятие. Диагностика
познавательной
сферы
дошкольников.
Вводное занятие «Знакомство с
ментальной арифметикой(счет в
воображении)»
«Знакомство с абакусом»
Набор чисел, использование
пальцев,
пятерка, «птичка»
Использование
«старших»
разрядов для
отображения чисел
Пятерка – старший брат, другой
разряд- друзья
Знакомство с флеш картами
Повторение отображения
чисел

Количество часов
В том числе:
Всего
Теория
Практика

Формы аттестации/ контроля

1

1

-

Входная диагностика

1

0,5

0,5

Выполнение
задания
рабочей тетради

в

2

0,8

1,2

в

1

0,5

0,5

Выполнение
задания
рабочей тетради
Выполнение задания на
счётах

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

0,9

1,1

1

0,4

0,6

Выполнение
задания
на
счетах
Выполнение
задания
на
счетах и в рабочей тетради
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради

9

Работа с флеш-картами,
набор чисел на абакусе

1

0,3

0,7

10

Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1, +\- 5, когда не
требуются правила) выполнение
заданий на счетах

1

0,5

0,5

Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради

11

Ментальная карта и как с
ней работать

0,5

Выполнение
задания
на
счётах и в рабочей тетради,
ментальной карте
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте

12

13

Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1, +\- 5, когда не
требуются правила), выполнение
заданий на счетах
Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1, 2, +\- 5, когда не

1

0,5

3

0,9

2,1

3

0,9

2,1

Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной

15

18

требуются правила), выполнение
заданий на счетах
Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила), выполнение
заданий на счетах
Простые операции:
сложение и вычитание
(+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не
требуются правила), выполнение
заданий на счетах и ментальной
карте.
Повторение: отображение
чисел, набор чисел на счетах.
Примеры
с
двузначными
числами.
Повторение: счеты, отображение
и набор, сложение и вычитание
без правил
Повторение: состав числа
5

19

Правило: +4 = -1+5.

14

15

16

17

20

Правило: +3 = -2+5.

карте

5

0,5

4,5

Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте

6

1,5

4,5

Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте

3

0,9

2,1

Простое контрольное
задание на счетах.

7

0,5

6,5

2

0,7

1,3

2

0,9

1,1

3

1,2

1,8

21

Правило: +2 = -3+5.

3

1,2

1,8

22

Правило: +1 = -4+5

3

1

2

23

Повторение. Решение
примеров с применением
известных правил.

2

0,6

2,4

3

1,2

1,8

3

1,2

1,8

24

25

Правило: -4 = -5, +1

Правило: -3 = -5+2

Выполнение
задания
на
счётах и в рабочей тетради,
ментальной карте
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной карте
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте. Простое
контрольное задание на
счетах.
Выполнение задания на
счётах и в рабочей тетради,
ментальной карте. Простое
контрольное задание на
счетах.
Выполнение задания на
счётах и в рабочей тетради,
ментальной карте, Простое
контрольное задание на
счетах.
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте. Простое
контрольное задание на
счетах.
Выполнение задания на

16

26

27

28

Правило: -2 = -5+3

Правило: -1 = -5+4

Итоговое занятие
ИТОГО

3

1

2

3

0,4

2,6

1

-

1

68

21

47

счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте. Простое
контрольное задание на
счетах.
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте. Простое
контрольное
задание
счетах.
Выполнение задания на
счётах и в рабочей
тетради, ментальной
карте. Простое
контрольное задание на
счетах.
Итоговая
диагностика.

на

17
4.1. Перспективное планирование
№
п/п

Содержание

Возрастная группа

1

Количество групп

1 группа

2

Количество занятий в неделю

1 занятие в неделю

3

Начало учебного года

1 сентября

4

Окончание учебного года

23 мая

5

Количество недель в учебном году

32 недели

6

Начало НОД

7

Окончание НОД

Вечер понедельник
16.30
Вечер понедельник 17.00

8

Перерыв между НОД

нет

9

Продолжительность НОД

30 минут

10

Объем недельной нагрузки

30 минут

11

Сроки проведения каникул

Зимние
Летние
С 23 мая по 31 августа

12

Летний оздоровительный период

13

Сроки проведения мониторинга

14

Период проведения родительских собраний

1 неделя сентября - вводная
1 неделя мая - итоговая.
2 неделя сентября, 2 неделя мая.

15

Работа в летний период

Занятие не проводятся

4.2. Материально-технические условия реализации Программы
Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это отдельный
кабинет, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:
1. Компьютер с подключенным интернетом.
2. Рабочий стол педагога.
3. Столы и стулья для воспитанников.
4. Абакусы на каждого ученика.
5. Наглядные пособия, флеш-карты.
6. Ментальные карты на каждого ученика.
7. Рабочие тетради (2 части) на каждого ученика.
8. Демонстрационный абакус для педагога.
9. Методическая литература для проведения физкультминуток и дыхательных
упражнений, упражнений для глаз.

18
Материально-техническое
оснащение
образовательного
процесса
обеспечивает
возможность доступа педагога к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования
образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.
Реализация Программы осуществляется педагогом, прошедшим КПК по программе
«Ментальная арифметика».
Документы, регламентирующие деятельность педагога:
1.
должностная инструкция;
2.
дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены права и
обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения
об исполнителях.
3.
перечень документации педагога дополнительного образования:

утвержденная дополнительная образовательная программа,

сетка дополнительных занятий на учебный год,

список обучающихся,

табель посещаемости.
4.
график работы педагога по дополнительной платной услуге «Ментальная
арифметика», исключающий предоставление платных услуг в основное рабочее время. С
графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога ознакомлен
под роспись.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает:
– информационно-методическую поддержку образовательного процесса и его ресурсного
обеспечения;
– мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
– информационную поддержку образовательной деятельности на основе современных
информационных технологий,
– укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными
ресурсами,
– дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

19
5. Методическое и дидактическое обеспечение реализации программы
Формы и методы диагностики:
 педагогическое наблюдение;
 выполнение практических заданий педагога.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Подведение итогов проводится на занятиях.
Показатели уровня освоения программы
Низкий уровень
исполнение
с
большим
количеством недочетов, а именно:
неумение анализировать свое
исполнение, слабая техника и
математический счёт, считает
только с помощью абакуса.

Средний уровень
отметка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими
недочетами (как в техническом
плане, так и в математическом);
владение
хорошей
исполнительской
техникой,
считает с помощью ментальной
карты и ментально.

Высокий уровень
технически
качественное
и
математически
осмысленное
исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе
обучения. Учащийся владеет
теоретическими и практическими
знаниями в области ментальной
арифметики. Работы выполняет
точно, в соответствии с заданным
темпом, считает ментально.

Мониторинг развития по программе «Ментальная арифметика»
2023-2024 уч.год
Низкий
уровень

приложение

Средний
уровень

2024-2025 уч.год
Высокий уровень

Низкий
уровень

См.
Средний уровень

Высокий
уровень

20
Приложение
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)
ФИО воспитанника ___________________________
Возраст________
Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного
года

Эмоциональная
вовлеченность
ребенка в работу на занятии
Умение набирать и распознавать
числа 1-100 на абакусе (работа двумя
руками, работа пальцами)
Умение складывать и вычитать
числа на абакусе простым способом
Умение складывать и вычитать
числа на абакусе с пятеркой методом
«Помощь брата»
Умение складывать и вычитать
числа на абакусе с десяткой методом
«Помощь друга»
Умение складывать и вычитать
числа на абакусе комбинированным
методом
Ментальный счет
Сформиро-ваны
увлеченность,
толерантное поведение, готовность и
способность
вести
диалог
со
сверстниками и педагогом
Способен
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических задач
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:
на счётах «Абакус»
при ментальном счете (скорость,
кол-во чисел)

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют
общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого
выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.

21
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.

22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018;
2. Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016
3. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод
обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ
науки» №12-2/2016. С. 221-225.
4. Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
5. Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга»,
ЭКСМО, Москва, 2011.
6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
7. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский
сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
8. Шалаева Г.П. «Решаем задачи»; «Меры измерения»
9. Шен Х. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
10. YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11. Онлайн-тренажер «Абакус»

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».