ДОП Шахматёнок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА–ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»
НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко»
Протокол № _____
«____»__________2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнёздышко»
____________Н.С. Савинова
Приказ №_____
«____» __________2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Шахматёнок»
физкультурно-спортивной направленности
для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Разработчик:
Тренер-преподаватель 1КК
Смирнов М.В.

Нижняя Тура

2
СОДЕРЖАНИЕ
№
I
1.1.
1.2.
1.3.
II
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Раздел
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Актуальность
Цели, задачи и планируемые результаты программы
Содержание программы
Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год
обучения.
Тематическое планирование. Старшая группа.
Прогнозируемые результаты к концу первого года обучения
Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год
обучения.
Тематическое планирование. Подготовительная к школе группа.
Прогнозируемые результаты к концу второго года обучения
Материально-техническое обеспечение
Рекомендательный перечень диафильмов.
Рекомендательный список стихотворений о шахматах шахматистах.
Рекомендательный список сказок и рассказов для детей о шахматах и
шахматистах.
Рекомендательный список дидактических шахматных сказок.
Рекомендательный список повестей и романов для детей, в которых
затрагивается шахматная тематика.
Список оригинальных пособий в помощь, обучающим детей, шахматной
игре

стр.
3
3
3
7
8
8
10
13
14
15
19
20
20
20
20
20
21
21

3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам.
Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность.
Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами,
я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что
будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти».
(В. А. Сухомлинский)
1.1. Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная образовательная программа «Шахматёнок» физкультурно-спортивной
направленности ориентирована на развитие интеллектуальных способностей и воображения
дошкольников посредством игры в шахматы.
Программа «Шахматёнок» разработана в соответствии с существующими нормативно –
правовыми документами:
1. Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р;
3. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
4. методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства
образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242;
5. методическими рекомендациями по организации независимой оценке качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки
РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09;
6. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Уставом и локальными актами МАДОУ «ЦРР-детский сад «Гнёздышко».
1.2. Актуальность
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности
ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где,
как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и
способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом
сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих
предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами
массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток
разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются
очень рано – в 3–4 года.
Система воспитания и обучения, культивируемая в детских садах, не в полной мере
справляется с поставленными задачами. И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут
прийти шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе. Ведь игровая
деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре
у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети
сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в

4
шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане
представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать
на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить
свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка,
организует его чувства, его нравственные качества.
Поэтому мы выдвинули следующий тезис: шахматы – дошкольный
предмет и
рассматриваем шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся
занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой нашего подхода стали теория
П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования
Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Из
всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно
сформировать внутренний план действий.
Идея данной программы – не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам,
познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получат небольшие
исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры,
важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской.
С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини - игр, возможно,
достичь решения сразу нескольких задач:
- занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам;
- решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует
формированию способности действовать в уме;
- дошкольник, который решит продолжить обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную
базу, основу дальнейшего совершенствования.
Отличительная особенность программы «Шахматёнок». В первый год обучения после
изучения отдельных шахматных фигур и основных понятий «шах», «мат» и «пат», предлагается
изучение азов эндшпиля, а именно, наиболее часто встречающихся пешечных и ладейных
окончаний. Ограниченное число фигур на доске облегчает усвоение материала дошкольниками.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей
снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального,
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. На занятиях используется
материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Начинать обучение шахматной игре
желательно как можно раньше, на доступном для ребенка уровне. Поэтому для дошкольников
важное значение имеет специально организованная игровая деятельность и создание игровых
ситуаций. Именно в игровой форме Программа предлагает вводить детей в мир шахмат: знакомить
с фигурами, с «волшебными» свойствами доски, осваивать ходы шахматных фигур, знакомит с
историей появления шахмат.

5
Возраст, категория обучающихся, которые могут обучаться по дополнительной
образовательной программе. Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет. Возрастные
особенности: на протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне
неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о
возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации
образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его
привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий,
имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Воображение дошкольника остается в основном
непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. В 5-7 лет
внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и
подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала
деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у
детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать
образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в
коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Одной из задач настоящей программы
является развитие комбинационного мышления у дошкольников. Подобно занятиям по
рисованию, первые сыгранные партии (рисунки) бедны по содержанию и, как правило,
невыразительны. Постепенно, по мере изучения предмета, партии приобретают конкретную
содержательность. У старших дошкольников шахматные комбинации становятся все более
оригинальными. Постепенно ребенок становится творческой личностью.
При знакомстве дошкольников 5—7 лет с азами шахмат, необходимо помнить, что этому
возрасту свойственно:
- преобладание игры как ведущего вида деятельности;
- стремление добиться конечного результата, а не понять, как этот результат достигается;
- образный характер познавательных интересов, преобладание образного мышления над
отвлеченными рассуждениями;
- повышенная эмоциональность, страстное желание успеха и боязнь неудачи.
Согласно принципу проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных
программ данная программа имеет «Базовый уровень» подготовки детей. «Базовый уровень»
предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний по шахматам, гарантировано обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины содержания Программы.
Режим занятий. Объем и срок освоения дополнительной образовательной программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по обучению детей дошкольного возраста (5 – 7
лет) игре в шахматы и предусматривает 2 года обучения, занятия проводятся во второй половине
дня, подгруппами. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Этапы

Возраст детей

Количество занятий в
нед./мес./год

первый этап
второй этап

детьми 5 – 6 лет
с детьми 6 – 7 лет

2/8/72
2/8/72

Количество учебных недель
Количество учебных дней (занятий)
Продолжительность каникул
Дата начала и окончания учебных периодов

Количество
часов в
нед./мес./год
0,50/3,20/30,00
1,00/4,00/36,00

36
72
01.06 – 31.08
02.09 – 31.05

Особенности реализации дополнительной образовательной программы по шахматам
1. Индивидуальный подход к обучению ребёнка.
2. Возможность реализации в условиях дополнительного образования, где основным принципом
обучения является желание детей и их интерес.

6
3. Развитие личностных качеств обучающихся, таких как, логическое мышление, выдержка,
дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
4. Развитие у детей интереса к шахматам за счёт преобладания игровых и соревновательных форм
занятий.
5. Постепенная выработка навыков правильной игры с обязательным анализом допущенных
ошибок.
Организация образовательного процесса в сетевой форме
Основными видами занятий при реализации дополнительной общеразвивающей
программы в учреждении являются:
1.Групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия, сформированные с учетом
возрастных особенностей и уровня спортивной подготовки занимающихся: изучение дебютов,
выполнение упражнений, решение задач, этюдов, комбинаций;
2.Участие в спортивных соревнованиях, матчевых встречах, личных первенствах, сеансах
одновременной игры, быстрых шахматах, разбор и анализ сыгранных партий;
3.Выполнение контрольно-нормативных требований (тестирование и контроль).
Форма обучения – очная.
Перечень видов занятий в детском саду:
1) занятие - сказка;
2) занятие - театр;
3) занятие - игра
4) занятие - смех;
5) занятие - тайна;
6) погружение в решение забавных и занимательных заданий;
7) занятие без неуспевающих;
8) занятие - мечта.
9) занятие – викторина
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы
Способом определения результативности реализации программы дополнительного
образования «Шахматёнок» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в
игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты диагностики педагог вносит в
диагностическую карту.
Диагностический мониторинг.
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая
диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики.
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную
динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной
системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется
при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей

7
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться
линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает
ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли,
выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность,
логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить
количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и
различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек
и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении
быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия
«равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в
сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в
различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не
знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не
умеет записывать шахматные партии.
1.3. Цели, задачи и планируемые результаты программы
Цель: Обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие
интеллекта, творческих способностей детей через обучение азам игры в шахматы.
Задачи:
 Образовательная - расширять кругозор, пополнять знаниями, активизировать
мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать
логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
 Воспитательная - воспитывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах, потребность в сотрудничестве взаимодействия со сверстниками,
умение подчинять свои интересы определённым правилам.
 Развивающая развивать эстетический вкус, восхищаясь изяществом и красотой
отдельных ходов, шахматных комбинаций, пробуждать творческую фантазию.
Для решения поставленных задач, необходимо выполнение следующих условий:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Обеспечение разнообразия материала и условий для проведения игровой деятельности.
3. Высокий уровень психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки
педагога.
4. Планирование занятий в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательнообразовательной деятельности.

8
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения.
Настоящий курс, включает в себя 6 тем:
1.«Шахматная доска»;
2.«Шахматные фигуры»;
3.«Начальная расстановка фигур»;
4.«Ходы и взятие фигур»;
5. «Цель шахматной партии»;
6.«Игра всеми фигурами из начального положения».
1. Шахматная доска
Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и игровые задания.
- «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками или т.п.).
- «Вертикаль» - двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками или т.п.).
- «Диагональ» - двое играющих по очереди заполняют одну из диагоналей
шахматной доски кубиками (фишками, пешками или т.п.).
2. Шахматные фигуры
Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
Дидактические игры и игровые задания.
- «Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,
каждый ребёнок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта
позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не
угадаете», и ребёнок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек
прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
- «Угадайка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите
ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру
прячет он сам и т. д.
- «Секретная фигура» - все фигуры стоят на столе в один ряд, дети стоят рядом и по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
- «Угадай» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что
это за фигура.
- «Что общего?» - педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг
на друга. Чем отличаются?
- «Большая и маленькая» - педагог ставит на столе 6 разных фигур, вызывает детей по одному,
просит назвать самую высокую фигуру и отставить её в сторону; вскоре фигуры стоят по росту.
3. Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальном
положении, правило: Каждый ферзь любит свой цвет; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
- «Мешочек» - дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
- «Да и нет» - педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры
рядом в начальном положении.

9
- «Мяч» - педагог говорит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в
углу», и бросает кому-то из детей мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные
слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и игровые задания.
- «Игра на уничтожение» (важнейшая игра курса, именно здесь все плюсы шахмат начинают
«работать» на ребёнка – формируется внутренний план действий, аналитико – синтетическая
функция мышления и др.) – педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур, чаще всего
фигура против фигуры; выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- «Один в поле воин» - белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
- «Лабиринт» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
- «Перехитри часовых» - белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- «Сними часовых» - белая фигура должна побить все черные фигуры, избрав такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
- «Кратчайший путь» - за минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски.
- «Захват контрольного поля» - игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле, при этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.
- «Защита контрольного поля» - эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон
не имеет победителя.
- «Атака неприятельской фигуры» - белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру,
но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Двойной удар» - белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- «Взятие» - из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную
фигуру.
- «Защита» - здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- «Выиграй фигуру» - белые должны сделать такой ход, чтобы про любом ответе черных они
проигрывали одну из своих фигур.
5. Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания.
- «Шах или не шах» - приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит
ли король под шахом или нет.
- «Дай шах» - требуется объявить шах неприятельскому королю.
- «Пять шахов» - каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- «Защита от шаха» - белый король должен защититься от шаха.
- «Мат или не мат» - приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли
мат черному королю.
- «Мат в один ход» - требуется объявить мат черному королю.
- «Рокировка» - можно ли рокировать в тех или иных положениях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

10
Дидактические игры и игровые задания
- «Два хода» - для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами
подряд.
2.2. Тематическое планирование
Старшая группа
Тема
Сентябрь
1.Экскурсия
в
«Шахматёнок»

шахматный

Содержание

клуб Знакомство детей с оформлением и оборудованием
шахматного клуба. Вызвать желание и интерес к
игре в шахматы.
2.«В
стране
шашечных
чудес» Продолжать развивать интерес к шашкам через
чтение художественной литературы.
3.«Волшебная
доска» Научить детей, как правильно располагать доску
между партнёрами (чёрная клетка слева).
4-5.Рисование
«Волшебная
доска» Учить детей, правильно заштриховывать клеточки
на
поле с помощью линейки. Чтениеинсценировка
дидактической
сказки
«Удивительные приключения шахматной доски»,
«Котята хвастунишки».
6.«Проспекты,
улицы
и
переулки» Знакомство с линиями на шахматной доске: сверху
- вниз, слева - направо, прямо и наискосок.
7-8.«Шашечное
войско» Учить детей, расставлять шашки по клеткам.
Равномерно распределять внимание по всей доске.
Октябрь
1.«Путешествие
по
уголкам» Знакомство с линиями на шахматной доске:
горизонтальная линия; количество полей в
горизонтали; вертикальная линия; количество
полей в вертикали. Учить движению шашки по
доске от угла к углу. Дидактические игры
«Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
2. «Следуй по направлению» (работа по Учить указывать правильное направление шашки
карточкам)
на листе бумаги.
3. «Правила шашечного боя»
Учить детей «срубать» шашку противника.
4. Как возникла дамка»
Продолжать учить
детей ходить и срубать
противника дамкой. Учить ставить дамку.
5. «Продумываем ход»
Учить продумывать ход шашки, избегая встречи с
противником.
6 - 8. «Шашечное сражение»
Закрепить умение игры в шашки. Чтение книги
«Шашки – это интересно» Б. Герцензон.
Ноябрь
1. «Ход дамки»
Продолжать учить детей ходить и срубать
противника дамкой.
2-4. «Шашечное сражение»
Закрепить умение продумывать и совершать
правильный ход.
5-6. «Юный тренер»
Учить играть согласованно, помогая
товарищу освоить правила игры в шашки.
7.Викторина «Почемучки в шашечном В игровой занимательной форме закрепить знания
королевстве»
по теме «Шахматная доска», и по правилам игры в
шашки.

11
8. Развлечение «Весёлые приключения Вызвать
эмоциональный
отклик,
создать
белой шашки»
праздничное настроение.
Закрепить правила игры в шашки.
Декабрь
1. «Легенда мудреца»
Познакомить детей с историей возникновения
шахмат.
2-3. «В стране шахматных чудес»
Развивать интерес к шахматам через чтение
рассказов, сказок, рассматривание рисунков и
иллюстраций.
4-5. «Жители шахматной шкатулки»
Знакомство с шахматными фигурами (название).
Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Дидактические
игры
«Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что
общего?», «Большая и маленькая».
6. «Пешечная свита короля»
Познакомить с ходом пешки на шахматном поле.
7. «Пешечные заповеди»
8. «Каждой фигуре своё место»

Познакомить детей с пешечными заповедями.
Учить детей расстановке фигур (начальное
положение) перед шахматной партией. Правило:
каждый ферзь любит свой цвет. Дидактические
игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Январь
1.«Сказочные
жители
шахматного Предложить нарисовать силуэт понравившейся
королевства»
шахматной фигуры и заштриховать его.
2.«Ладья - прямолинейная бесхитростная Познакомить с ладьёй, её размещением на доске,
фигура»
сравнить с пешкой.
3. «Кого поставили в угол?»
Знакомство с ходом ладьи (осуществление взятия
пешек и ладей противника). Дидактические игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
не воин», «Кратчайший путь».
4. «Ладья против ладьи»
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи против двух).
5. «Вежливые слоны»
Знакомство со слоном, его перемещением по
шахматному полю. Сравнить с ходом ладьи.
Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь».
6. «Тяжёлая ладья - лёгкий слон»
Сравнение
перемещения
двух
фигур
по
шахматному полю. Объяснить смысл понятий
«тяжелая» и «лёгкий». Дидактические игры:
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
7. «Ход сделан – обратно не вернёшь»
Учить детей, соблюдать правила шахматистов во
время игры.
Чтение книги И. Весела «Шахматный букварь»
8. Составление рассказа «Почему фигура Учить детей, составлять рассказ.
слон не похоже на него» + анкета на
шахматную фигуру слон

12
С января по март как часть занятия проводятся шашечные турниры
Февраль
1-2. «Особенная фигура – конь»
Знакомство с шахматной фигурой - конь. Место
коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.
Конь – лёгкая фигура. Дидактические игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
3. «Конь против коня»
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против коня, два
коня против одного, один конь против двух, два
коня против двух), «Ограничение подвижности».
4. «Конь против ладьи, слона»
Дидактические игры: «Перехитри часовых»,
«Сними
часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь
против слона).
5-6. «Могучая фигура - ферзь»
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.
Взятие. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические
игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь».
7. «На расхрабрившегося короля смотреть Показать, как может выйти на поле король из
приятно»
укрытия на помощь пешкам. Чтение книги А.
Казак «Маленьким о шахматах».
8. «Ферзь против ладьи и слона»
Дидактические игры: «Перехитри часовых»,
«Сними
часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь
против слона).
Март
1. «Превращение пешки»
Место пешки в начальном положении. Ход пешки.
Взятие. Превращение пешки. Дидактические игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».
2. «Пешка против пешки»
Дидактические игры: «Игра на уничтожение»
(пешка против пешки, две пешки против одной,
пешка против двух, две пешки против двух).
3. «Пешка против ферзя, ладьи, слона, Дидактические задания: «Перехитри часовых»,
коня»
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра
на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка
против ладьи, пешка против слона, пешка против
коня), «Ограничение подвижности».
4. «Короля не бьют, но и под бой его Место короля в начальном положении. Ход короля.
ставить нельзя»
Взятие. Дидактические задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против короля»). Чтениеинсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга».
5-6. «Король против других фигур»
Дидактические задания: «Перехитри часовых»,
«Сними
часовых»,
«Атака
неприятельской

13

7. «Шах»
8. «Кто первым объявит шах»

фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (король против ферзя, король
против ладьи, король против слона, король против
коня, король против пешки).
Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или
не шах», «Дай шах», «Защита от шаха».
Дать детям понятия - открытый шах, двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай
двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах»
(всеми фигурами из начального положения).

Апрель
1. «Мат»

Рассказать о цели игры. Мат ферзём, ладьёй,
слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание
«Мат или не мат»
2-3. «Мат в один ход»
Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём,
пешкой
(показать
простые
примеры).
Дидактическое задание «Мат в один ход».
3-4. «Пат или не пат»
Объяснить отличие пата от мата. Показать
варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое
задание «Пат или не пат».
4-5. «Что такое – рокировка?»
Дать понятие длинной и короткой рокировки.
Правила рокировки. Дидактическое задание
«Рокировка».
5 «Шахматная партия»
Игра со всеми фигурами из начального положения
(без пояснений о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра «Два
хода».
6 «Шахматная партия»
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения.
7. «Шахматная партия»
Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения.
8.
Развлечение
«В
шахматном Повторение пройденного материала.
королевстве»
Май
1 - 7 занятие - «Вперёд, к победе!»
В течение месяца проводится шахматно-шашечный
турнир.
8. «Призовой пьедестал»
Награждение грамотами и ценными подарками
победителей за 1, 2, 3 призовые места.
2.3. Прогнозируемые результаты к концу первого года обучения
Могут знать:
- шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,
начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировки, шах, пат, мат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия
каждой фигуры.

14
Могут уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять начальное положение;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
-решать элементарные задачи на мат в один ход.
Шахматные развлечения
В течение учебного года следует организовывать для детей:
- представления кукольного, теневого театров,
- самодеятельные концерты шахматной тематики,
- театрализованные представления,
- демонстрацию мультфильмов и кинофильмов с шахматными фрагментами,
- прослушивание шахматных сказок, стихотворений, рассказов.
2.4. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения.
Если на первом году обучения львиная доля времени отводилась изучению силы и слабости
каждой шахматной фигуры, то теперь дети будут большей частью усваивать простейшие методы
реализации материального и позиционного преимущества. Мат венчает шахматную партию, и
ставить его дети должны уметь. Как бы плохо и неумело не играл ребёнок (с точки зрения
мастеров древней игры), но если, в конце концов, он заматует неприятельского короля – это
важная веха не только в овладении шахматными основами, но и в умственном развитии.
Курс, включает в себя 6 тем:
1. «Краткая история шахмат»;
2. «Шахматная нотация»;
3. «Ценность шахматных фигур»;
4. «Техника матования одинокого короля»;
5. «Достижение мата без жертвы материала»;
6. «Шахматная комбинация».
1. Краткая история шахмат
Рождение шахмат. Чемпионы мира по шахматам.
2. Шахматная нотация
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.
Краткая шахматная нотация.
Дидактические игры и задания:
- «Назови вертикаль» - педагог показывает одну из вертикалей, дети должны назвать её. Так дети
называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции
стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т.п.
- «Назови горизонталь» - это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь
(например: «Вторая горизонталь»).
- «Назови диагональ» - А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ eI – a5»).
- «Какого цвета поле» - педагог называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
- «Кто быстрее» - к демонстрационной доске выходят два ребёнка, педагог просит их найти на
доске определённое поле. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

15
- «Вижу цель» - педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Дети
отвечают по очереди, причём после каждого ответа педагог уточняет: «Ближе» или «Дальше».
3. Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы
защиты.
Дидактические игры и задания
- «Кто сильнее» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее?»
На сколько очков?».
- «Обе армии равны» - педагог ставит на столе от одной до четырёх фигур и просит детей
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армии
педагога и ребёнка были равны.
- «Выигрыш материала» - педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса.
- «Защита» - в учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное
равенство.
4. Техника матования одинокого короля
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и
ладья против короля.
Дидактические игры и задания
- «Шах или мат» - шах или мат чёрному королю?
- «Мат или пат» - нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
- «Мат в один ход» - требуется объявить мат в один ход чёрному королю.
- «На крайнюю линию» - надо сделать такой ход, чтобы чёрный король отступил на одну из
крайних вертикалей или горизонталей.
- «В угол» - требуется сделать такой ход, чтобы чёрным пришлось отойти королём на угловое
поле.
- «Ограниченный король» - надо сделать ход, после которого у чёрного короля остаётся
наименьшее количество полей отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала
Учебные положения на мат в два хода (начале, середине и конце игры).
Защита от мата.
Дидактические игры и задания
- «Объяви мат в два хода» - в учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
- «Защита от мата» - требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация
Достижение мата путём жертвы шахматного материала. Типы матовых комбинаций: темы
разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические игры и задания
- «Объяви мат в два хода» - требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
- «Сделай ничью» - требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
- «Выиграли материал» - надо провести простейшую двухходовую комбинацию и достичь
материального перевеса.
2.5. Тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
Тема
Сентябрь

Содержание

16
1.Сказка инсценировка «Удивительные Закрепить знания детей о шахматной доске,
приключения шахматной доски»
об её значении игре в шашки, шахматы.
Игра в шашки.
2. «Шахматные улицы и переулки»
Закрепить знания детей о горизонтальных и
вертикальных линиях, их количестве на
шахматной доске; расположении доски
между партнёрами. Чтение стихотворения
«Доску правильно клади». Дидактические
игры «Вертикаль», «Диагональ».
3. «Цепочка одного цвета»
Движение по доске от угла к углу одного
цвета. Отличие диагонали от вертикали и
горизонтали.
Количество
полей
в
диагонали. Большая белая и большая чёрная
диагонали.
Сказка «Приключения в шахматной
стране». Дидактическая игра «Диагональ».
4. Шашечный турнир
Учить детей запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результат своей
деятельности.
5-6. «По порядку становись»
Повторить
ходы шахматных фигур.
Начальное положение. Шах, мат, пат.
Игровая практика (игра всеми фигурами из
начального положения)
7. Рокировка
Повторить понятия длинная и короткая
рокировка.
Правила
рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
8. «Превращение пешки»
Закрепить знания о месте пешки в
начальном положении. Ход пешки. Взятие.
Превращение пешки. Дидактические игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».
Октябрь
1-2.Игровая
практика.
Задачки
из Варианты ничьей. Задания на мат в один
«шахматной шкатулки».
ход. Демонстрации коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две
фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только белые»
«Неизбежный мат».
3-4. «Легенда мудреца»
Познакомить
детей
с
историей
возникновения шахмат.
Чемпионы
мира
по
шахматам.
Просмотр диафильма «Анатолий Карпов –
чемпион мира».
5-6. Шахматная нотация
Познакомить
детей
с
обозначением
горизонталей,
вертикалей,
полей.
Дидактические
задания
«Назови
вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови
диагональ», «Какого цвета поле», «Кто
быстрее»,
«Вижу
цель».
Игровая практика (на этих занятиях дети не
играют молча, а, делая ход, проговаривают,
какая фигура с какого поля и на какое поле

17
идёт, например: «Король с еI на е2»
Знакомим детей с ценностью фигур,
сравнительной силой фигур. Дидактические
задания «Кто сильнее», «Обе армии равны»,
«Достижение материального перевеса».
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала» (выигрыш ладьи, слона, коня).
Игровая практика.

7-8. «Кто сильнее»

Ноябрь
1-2. «Ценность

шахматных

фигур» Закрепляем знания детей о ценности
шахматных
фигур.
Достижение
материального перевеса. Дидактическое
задание «Выигрыш материала» (выигрыш
пешки). Способы защиты. Дидактическое
задание «Защита». Игровая практика
3-4. «Защита»
Дидактическое задание «Защита» (учить
Задачки из «Шахматной шкатулки»
детей защищать атакованную фигуру
другой своей фигурой). Игровая практика.
5-6. «Две ладьи против короля»
Познакомить детей с техникой матования
одинокого короля. Две ладьи против
короля. Дидактические задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Мат в два
хода». Игровая практика.
7-8. «Ферзь и ладья против короля»
Закреплять знания детей о технике
матования одинокого короля. Ферзь и ладья
против короля. Дидактические задания
«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Мат в два хода». Игровая практика.
Декабрь
1-3. «Ферзь и король против короля»
Дидактические задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Мат в два
хода». Игровая практика.
4-5. «Ладья и король против короля»
Дидактические задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Мат в два
хода». Игровая практика.
6-7. «Объяви мат в два хода»
Дидактические задания «Объяви мат в два
хода», «Защитись от мата». Игровая
практика.
8. Шашечный турнир
Воспитывать внимательность, усидчивость,
развивать логическое мышление.
Январь
1. Праздник «Шахматный карнавал»
В театрализовано-игровой форме закрепить
шахматное название фигур и правила
шахматной игры.
2-3. «Шахматная комбинация»
Рассмотреть матовые комбинации. Тема
отвлечения.
Дидактические
задания
«Объяви мат в два хода», «Защитись от

18
мата». Игровая практика.
3-4. «Шахматная комбинация»
Рассмотреть матовые комбинации. Тема
завлечения.
Дидактическое
задание
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
5-6. «Шахматная комбинация»
Рассмотреть матовые комбинации. Тема
блокировки.
Дидактическое
задание
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
7-8.
«Разрушение
королевского Рассмотреть матовые комбинации. Тема
прикрытия»
разрушения
королевского
прикрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.
Февраль
1-2 «Белые или чёрные?»
Рассмотреть комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса. Тема
отвлечения, завлечения. Дидактическое
задание «Выигрыш материала». Игровая
практика.
3-4. «Разрушение защиты»
Рассмотреть матовые комбинации. Тема
уничтожения
защиты.
Дидактическое
задание «Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
5-6.«Превращение
пешки» Рассмотреть комбинации, ведущие к
Задачки из «Шахматной шкатулки»
достижению материального перевеса. Тема
превращения
пешки.
Дидактическое
задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая
практика.
7. Развлечение «Незнайка в стране Через дидактические игры и игровые
шахмат»
упражнения закрепить с детьми правила
игры в шахматы. Воспитывать у детей
дружеские взаимоотношения; приобщать их
к культуре игры в шахматы.
8. Шашечный турнир
Учить
детей
принимать
правильное
решение
с
учётом
возможных
противодействий противника.
Март
1-3. «Выигрыш материала»
Рассмотреть
комбинации, ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Дидактическое
задание
«Выигрыш
материала». Игровая практика.
4-6 «Ничья»
Рассмотреть комбинации для достижения
ничьей.
Патовая
комбинация.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
7-8. Викторина «Ответь, как в сказке, сам, В развлекательно-игровой форме закрепить
без подсказки.
знания детей о правилах игры в шашки,
шахматы. Развивать наблюдательность
смекалку.
Апрель
1-3. «Вечный шах»
Рассмотреть комбинации для достижения
ничьей. Комбинации на вечный шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью».

19
4-5 «Шахматные комбинации»
6-7.«А знаешь ли ты?» Задачки
«Шахматной шкатулки»
8. Шахматный вечер «Поле чудес»

Игровая практика.
Типичные
комбинации
в
дебюте.
Дидактическое
задание
«Проведи
комбинацию»
из Повторение программного материала.
Закрепить знания детей о шахматных
терминах, правилах игры в шахматы.

Май
1–7.
Шахматно-шашечный
турнир Закрепление пройденного материала.
«Здоровые телом – сильные духом»
Дать понятие, что шахматы – это спорт,
шахматисту нужна физическая подготовка,
крепкое здоровье, сильный дух и развитый
интеллект.
8. «Призовой пьедестал»
Награждение грамотами и ценными
подарками победителей за 1, 2, 3 призовые
места.
2.6. Прогнозируемые результаты к концу второго года обучения
Могут знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
Могут уметь:
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй;
- проводить элементарные комбинации.

20
III. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Рекомендательный перечень диафильмов.
1. Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. _ М.: Диафильм, 1982.
2. Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат, - М.: Диафильм, 19992.
3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат, - М.: Диафильм,
1990.
4. Сухин И. Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат (литературный
сценарий диафильма).
3. 2. Рекомендательный список стихотворений о шахматах шахматистах.
1. Берестов В. В шахматном павильоне.
2. Берестов В. Турнир.
3. Ильин Е. Демонстратор//Ильин Е. Гамбит Погаса – М.: ФиС, 1981.
4. Ильин Е. Приключения Пешки. - М.: ФиС, 1975.
5. Ильин Е. Средневековая легенда//Ильин Е. Гамбит Пегаса – М.: ФиС, 1981.
6. Квитко Л. Турнир.
7. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
8. Сухин И.
Волшебная игра//Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
3.3. Рекомендательный список сказок и рассказов для детей о шахматах и шахматистах.
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь//Аматуни П. Чао.- Ростов –на- Дону, 1989.
2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля// Гришин В. Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6. Кума Л,, Рунге С. Шахматный Король// Кума А., Рунге С. Ленивый Вареник. - М.:
Советская Россия, 1970.
7. Медведев В. Как капитан Сорви – голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
8. Остер Г. Полезная девчонка.
9. Пермяк Е. Вечный Король.
10. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
11. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
12. Шаров Л. Сказка о настоящих слонах/\ Шаров А. Малыш Стрела – Победитель Океанов. –
М.: Детская литература, 1976.
3.4. Рекомендательный список дидактических шахматных сказок.
1. Сухин И. Котята хвастунишки. М,
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба – Яга.
3. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга –
выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы АСТ, 1993.
4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
5. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
6. Сухин И, Черно – белая магия Ущелья Великанов// Сухин И. «Книга – выручалочка по
внеклассному чтению. Вып. 2 – М.: Новая школа, 1994.
7. Сухин И. Шахматная сказка// Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.

21
3.5. Рекомендательный список повестей и романов для детей, в которых затрагивается
шахматная тематика.
1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
4. Крапивин В. Тайна пирамид.
5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
6. Лагин Л.Старик Хоттабыч.
7. Надь К. Заколдованная школа.
8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
11. Раскатов М. Пропавшая буква.
12. Семенов А. Ябеда – Корябеда и ее проделки.
13. Сухин И. Чудеса Страны Грез.
14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
15. Чжан Тянь-и. Секрет драгоценной тыквы.
16.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
3.6. Список оригинальных пособий в помощь, обучающим детей, шахматной игре
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство М.: ФиС, 1972.
2. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев, Здоровье. 1991.
3. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы – Л, Лениздат, 1966.
4. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры – М., ФиС, 1980, 1982.
5. Весела И., Весела И. Шахматный букварь – М., Просвещение, 1983.
6. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. М., ТОО «Синтез», 1994.
7. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М., «Просвещение», 1991.
8. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат. Для новичков и не очень
опытных играков. – М., «Фолио», 2004.
9. Журавлёв Н. В стране шахматных чудес. – М, Международная книга, 1991.
10. Журавлёв Н. Шаг за шагом. – М., ФиС, 1986.
11. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л., Детская литература, 1995.
12. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозоводск, 1986.
13. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М., ФиС, 1983.
14. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент, 1992.
15. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М., ФиС, 1980.
16. Кобленц А. Школа шахматной игры. – Рига, 1962.
17. Костьев А. Уроки шахмат. – М., ФиС, 1984.
18. Костьев А. Учителю о шахматах. - М. Просвещение, 1986.
19. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., ФиС, 1980.
20. Майзелис И. Начинающий шахматист. – М., Детиздат, 1987.
21. Мучник Х. Первые шахматные уроки. – М., Воениздат, 1980.
22. Мучник Х. Рассказа о комбинациях на шахматной доске. – М.Ю ФиС, 1979.
23. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
24. Рохлин Я.Г. Юный щахматист. М., «Физкультура и спорт», 1977.
25. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания, 1992.
26. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М., Педагогика, 1991.
27. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
28. Сухин И. От сказки к шахматам.
29. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране, 2000.
30. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу, 1999.

22
31.
32.
33.
34.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем, 1994.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу, 1999.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет»., 1994.
Юдевич М. Занимательные шахматы. – М., ФиС, 1966.

Основой для данной Программы стали оригинальные пособия:
1. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель
2. Весела И., Весела И. Шахматный букварь – М., Просвещение, 1983.
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М., «Просвещение», 1991.
4. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат. Для новичков и не очень
опытных играков. – М., «Фолио», 2004.
5. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М., Педагогика, 1991.
6. Сухин И. От сказки к шахматам.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу, 1999.
8. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем, 1994.
9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет»., 1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».