ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАДУШКИ» И. Каплунова, И. Новоскольцева Пояснительная записка Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Ребенок - это центр «музыкальной вселенной». Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Вопервых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинаю! творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения. Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке. Цель программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Задачи программы «Ладушки» 1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. 2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей). 3. Приобщить детей музыкальной культуре. к русской народно-традиционной и мировой 4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. 5. Развивать коммуникативные способности. 6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни. 7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. 8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре. 9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности. Методические принципы 1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода. • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка. 2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. 3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). 5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. 6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше. 7. Принцип паритета. зафиксировано, использовано. Любое предложение ребенка должно быть Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить. Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала: - иллюстрации и репродукции; - дидактический материал; - малые скульптурные формы; - игровые атрибуты; - музыкальные инструменты; - аудио- и видеоматериалы; - «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это осуществляется и в свободное время, и на комплексных занятиях. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка. младшая группа Музыкально-ритмические движения Задачи: 1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога. 2. Ориентироваться в пространстве. 3. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога. 4. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка». 5. Маршировать, останавливаться с концом музыки. 6. Неторопливо, спокойно кружиться. 7. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики. 8. Выполнять притопы. 9. Различать контрастную соответствующие (марш и бег). музыку и выполнять движения, ей 10. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.). Репертуар: «Ножками затопали». Музыка М. Раухвергера «Птички летают». Музыка А. Серова «Зайчики». Музыка К. Черни; Е. Тиличеевой; М. Раухвергера «Фонарики». Русская народная мелодия «Ай-да!». Музыка и слова Г. Ильиной «Кто хочет побегать?». Литовская народная мелодия; музыка Л. Вишкарева «Птички летают и клюют зернышки». Швейцарская народная мелодия «Погуляем». Музыка Т. Ломовой Упражнение для рук. «Вальс». Музыка А. Хачатуряна; польская народная мелодия «Петушок». Русская народная прибаутка Упражнение с лентами. Болгарская народная мелодия Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия «Марш». Музыка Э. Парлова «Кружение на шаге». Музыка Е. Аарне Упражнение для рук. «Стуколка». Украинская народная мелодия «Большие и маленькие ноги». Музыка В. Агафонникова «Большие и маленькие птички». Музыка И. Козловского «Мишка». Музыка В. Раухвергера «Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой «Марш». Музыка Ю. Соколовского «Бег и махи руками». Музыка А. Жилина Упражнение «Спокойная ходьба и круужение». Русская народная мелодия «Топающий шаг». Музыка М. Раухвефгера «Галоп». Чешская народная мелодия Игра «Самолет». Музыка JI. Банниковой Упражнение «Притопы». Русская народная мелодия «Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Медведи». Музыка Е. Тиличеевой «Да-да-да!». Музыка Е. Тиличеевой «Бег». Музыка Т. Ломовой Упражнение «Воротики». Музыка Т., Ломовой Упражнение «Выставление ноги на паятку». Русская народная мелодия «Кошечка». Музыка Т. Ломовой «Бег и подпрыгивание». Музыка Т. Л1омовой «Воробушки». Венгерская народная нмелодия «Побегали - потопали». Музыка В. Кетховена «Мячики». Музыка М. Сатулиной «Лошадки скачут». Музыка В. Витлшна Упражнение «Хлопки и фонарики» «Жуки». Венгерская Музицирование народная мелодшя Развитие чувства ритма. Задачи: 1. Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям. 2. Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения. 3. Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно). 4. Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя. 5. Различать долгие и короткие звуки. 6. Проговаривать, прохлопывать и проигрывать инструментах простейшие ритмические формулы. на музыкальных 7. Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов. Репертуар: «Веселые ладошки» Знакомство с бубном «Хлопки и фонарики» Игра с бубном Знакомство с треугольником Игра «Узнай инструмент» Игра «Наш оркестр» Игра «Тихо - громко» Игра «В имена» Дидактическая игра «Паровоз» Игра «Веселые ручки» Музыканты и игрушки Игры с картинками Играем для игрушек Игра «Звучащий клубок» Играем на палочках и бубенцах Песенка про мишку Ритмические цепочки Учим куклу танцевать Ритм в стихах Игры с пуговицами Музыкальное солнышко Ритмическая игра «Жучки» Пальчиковая гимнастика Задачи: 1. Тренировка и укрепление мелких мышц руки. 2. Развитие чувства ритма. 3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса. 4. Развитие памяти и интонационной выразительности. Репертуар: «Прилетели гули» «Ножками затопали» «Бабушка очки надела» «Шаловливые пальчики» «Тики-так» «Мы платочки постираем» «Наша бабушка идет» «Кот Мурлыка» «Сорока» «Семья» «Две тетери» «Коза» «Овечки» «Жук» Слушание музыки Задачи: 1. Различать музыкальные произведения по характеру 2. Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая). 3. Различать двухчастную форму. 4. Эмоционально откликаться на музыку. 5. Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение. 6. Узнавать музыкальные произведения. 7. Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная. Репертуар: «Прогулка». Музыка В. Волкова «Колыбельная». Музыка Т. Назаровой Русские плясовые мелодии «Осенний ветерок». Музыка А. Гречанинова «Марш». Музыка Э. Парлова Народные колыбельные песни «Дождик». Музыка Н. Любарского «Медведь». Музыка В. Ребикова «Вальс Лисы». Вальс. Музыка Ж. Колодуба «Полька». Музыка Г. Штальбаум «Колыбельная». Музыка С. Разоренова «Лошадка». Музыка М. Симановского «Полька». Музыка 3. Бетман «Шалун». Музыка О. Бера «Капризуля». Музыка В. Волкова «Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Резвушка». Музыка В. Волкова «Воробей». Музыка А. Рубаха «Мишка пришел в гости». Музыка М. Раухвергера «Курочка». Музыка Н. Любарского «Дождик накрапывает». Музыка Ан. Александрова Распевание, пение Задачи: 1. Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться. 2. Передавать в интонации характер песен. 3. Петь а капелла, соло. 4. Выполнять простейшие движения по тексту. 5. Узнавать песни по фрагменту. 6. Учить звукоподражанию. 7. Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т. д.). Репертуар: «Петушок». Русская народная песня «Ладушки». Русская народная песня «Птичка». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто «Собачка». Музыка М. Раухвергера. Слова М. Комиссаровой «Осень». Музыка И. Кишко. Слова И. Плакиды «Кошка». Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель «Зайка». Русская народная песня «Елочка». Музыка Н. Бахутовой. Слова М. Александровой «Елочка». Музыка М. Красева. Слова 3. Александровой «Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Елка». Музыка. Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Машенька-Маша». Музыка и слова С. Невельштейн «Топ-топ, топоток...». Музыка В. Журбинского. Слова И. Михайловой «Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной «Самолет». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой «Заинька». Музыка М. Красева. Слова Л. Некрасовой «Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой «Маша и каша». Музыка Т. Назаровой. Слова Э. Мошковской «Маме песенку пою». Музыка Т. Попатенко. Слова Е. Авдиенко «Бобик». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Кукловской «Я иду с цветами». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Дымовой «Пирожки». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской «Игра с лошадкой». Музыка И. Кишко. Слова Н. Кукловской «Есть у солнышка друзья». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Е. Карагановой «Серенькая кошечка». Музыка В. Витлина. Слова Найденовой «Капкап». Музыка и слова Ф. Финкельштейн «Машина». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Цыплята». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Поезд». Музыка Н. Метлова. Слова Т. Бабаджан «Жук». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель «Ко-ко-ко». Польская народная песня «Корова». Музыка М. Раухвергера. Слова О. Высотском Пляски, игры, хороводы Задачи: 1. Изменять движения со сменой частей музыки. 2. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения. 3. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.). 4. Исполнять пляски по показу педагога. 5. Передавать в движении игровые образы. Репертуар: «Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера «Гопак». Музыка М. Мусоргского «Пляска с листочками». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Хитрый кот». Русская народная прибаутка «Прятки». Русская народная мелодия «Петушок». Русская народная песня «Где же наши ручки?». Музыка Т. Ломовой. Слова И. Плакиды «Пальчики - ручки». Русская народная мелодия «Прятки с собачкой». Украинская народная мелодия «Пляска с погремушками». Музыка и слова В. Антоновой «Игра с погремушкой». Музыка Т. Вилькорейской «Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской «Птичка и кошка». (Любая веселая мелодия) «Поссорились - помирились». Музыка Т. Вилькорейской «Игра с мишкой». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой «Веселый танец». Музыка М. Сатулиной «Зайчики и лисичка». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой «Саночки». (Любая веселая мелодия) «Ловишки». Музыка И. Гайдна «Пляска с султанчиками». Хорватская народная мелодия «Самолет». Музыка Л. Банниковой. Слова А. Барто «Сапожки». Русская народная мелодия «Пляска зайчиков». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой и Т. Волгиной «Маленький танец». Музыка Н. Александровой «Пляска с платочком». Музыка Е. Тиличеевой. Слова И. Грантовской «Приседай». Эстонская народная мелодия. Слова Ю. Энтина «Кошка и котята». Музыка В. Витлина «Солнышко и дождик». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто «Березка». Музыка Р. Рустамова. Слова А. Метлиной «Воробушки и автомобиль». Музыка М. Раухвергера «Черная курица». Чешская народная песня «Табунщик и лошадки». Музыка В. Витлина; чешская народная мелодия «Кот Васька». Музыка Г. Лобачева. Слова Н. Френкель «Карусель». Русская народная мелодия Средняя группа Музыкально-ритмические движения Задачи: 1. Ходить друг за другом бодрым шагом. 2. Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения. 3. Выполнять разнообразные движения руками. 4. Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки. 5. Передавать в движении образы (лошадки, медведь). 6. Выполнять прямой галоп. 7. Маршировать в разных направлениях. 8. Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу. 9. Легко прыгать на носочках. 10. Спокойно ходить в разных направлениях. Репертуар: «Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Барабанщик». Музыка Д. Кабалевского Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия «Колыбельная». Музыка С. Левидова Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского «Лошадки». Музыка Л. Банниковой «Марш». Музыка Ф. Шуберта Упражнение «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия Упражнение «Кружение парами». Латвийская народная мелодия Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского Упражнение «Хороводный шаг». Русская народная мелодия «Всадники». Музыка В. Витлина Упражнение «Выставление ноги на носочек» Упражнение «Выставление ноги на пятку» Упражнение «Саночки». Музыка А. Филиппенко Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку» Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса Упражнение «Машина». Музыка Т. Попатенко «Зайчики». Музыка Д. Кабалевского Упражнение «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко Упражнение «Дудочка». Музыка Т. Ломовой Упражнение с флажками. Музыка В. Козырева Упражнение «Марш и бег под барабан» Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина Развитие чувства ритма. Музицирование Задачи: 1. Пропевать долгие и короткие звуки. 2. Правильно называть графические изображения звуков. 3. Отхлопывать ритмические рисунки песенок. 4. Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки. 5. Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах. 6. Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой. 7. Играть последовательно. Репертуар: «Андрей-воробей» «Петушок» «Котя» «Зайчик ты, зайчик» «Лошадка» «Ритмические цепочки» «Где наши ручки» «Летчик» Дидактические таблицы «Сорока» Игра «Узнай инструмент» «Барашеньки» Игра «Веселый оркестр» «Я иду с цветами» Ритмическая игра «Паровоз» «Спой и сыграй свое имя» «Ежик» Дидактические таблицы «Марш на барабане» «Два кота» «Полька для зайчика» «Играем для лошадки» «Василек» «Самолет» «Марш для летчика» Пальчиковая гимнастика Задачи: 1. Укрепление мышц пальцев руки. 2. Развитие чувства ритма. 3. Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса. 4. Развитие памяти и интонационной выразительности. 5. Развитие артикуляционного аппарата. Репертуар: Повторение упражнений из репертуара младшей группы «Побежали вдоль реки» «Раз, два, три, четыре, пять» «Капуста» «Мы капусту рубим» «Снежок» «Овечка» «Шарик» «Два ежа» «Замок» «Пекарь» «Есть такая палочка» Слушание музыки Задачи: 1. Различать жанровую музыку. 2. Узнавать и понимать народную музыку. 3. Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога). 4. Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер. 5. Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор. Репертуар: «Марш». Из кинофильма «Веселые ребята». Музыка II Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача Русские плясовые мелодии «Полька». Музыка М. Глинки «Грустное настроение». Музыка А. Штейнвиля «Вальс». Музыка Ф. Шуберта «Кот и мышь». Музыка Ф. Рыбицкого «Бегемотик танцует». «Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича «Немецкий танец». Музыка JI. Бетховена «Два петуха». Музыка С. Разоренова «Смелый наездник». Музыка Р. Шумана «Маша спит». Музыка Г. Фрида «Вальс». Музыка А. Грибоедова «Ежик». Музыка Д. Кабалевского «Полечка». Музыка Д. Кабалевского «Марш солдатиков». Музыка Е. Юцевич «Колыбельная». Музыка В. А. Моцарта. Русский текст С. Свириденко «Шуточка». Музыка В. Селиванова «Папа и мама разговаривают». Музыка И. Арсеева «Марширующие поросята». Музыка П. Берлин Распевание, пение Задачи: 1. Передавать в пении характер песни. 2. Петь протяжно, спокойно, естественным голосом. 3. Подыгрывать на музыкальных инструментах. 4. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Репертуар: «Андрей-воробей». Русская народная песня «Чики-чики-чикалочки». Русская народная песня «Барабанщик». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной и Н. Найденовой «Кто проснулся рано?». Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой «Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко «Колыбельная зайчонка». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель «Лошадка Зорька». Музыка Т. Ломовой. Слова М. Ивенсен «Осень». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой «Осенние распевки». Музыка и слова М. Сидоровой «Варись, варись, кашка». Музыка Е. Туманян. Слова А. Рождественской «Первый снег». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Горина «Веселый Новый год». Музыка Е. Жарковского. Слова М. Лаписовой «Дед Мороз». Музыка В. Герчик. Слова Е. Немировского «Елка-елочка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой «Песенка про хомячка». Музыка и слова J1. Абелян «Саночки». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Паровоз». Музыка Г. Эрнесакса. Слова С. Эрнесакс «Мы запели песенку». Музыка Р. Рустамова. Слова Л. Мироновой «Воробей». Музыка В. Герчик. Слова А. Чельцова «Ежик». Распевка «Новый дом». Музыка Р. Бойко. Слова Л. Дербенева «Весенняя полька». Музыка Е. Тиличеевой. Слова В. Викторова «Солнышко». Распевка «Три синички». Русская народная песня «Самолет». Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина «Летчик». Музыка Е. Тиличеевой «Зайчик». Музыка М. Старокадомского. Слова М. Клоковой «Хохлатка». Музыка А. Филиппенко. Слова неизвестного автора «Веселый жук». Музыка и слова Р. Котляревского «Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной «Веселый поезд». Музыка 3. Компанейца. Слова О. Высотской «Заинька». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Черницкой «Конь». Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой «Дождик». Русская народная песня «Барабан». Музыка Г. Левкодимова. Слова И. Черницкой «Почтальон». Музыка А. Самонова. Слова А. Расцветникова «Ехали, ехали». Музыка М. Иорданского. Слова И. Токмаковой «Елочка». Музыка и слова Н. Вересокиной «К деткам елочка пришла». Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой «Снежинки». Польская народная песня «Танец около елки». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Михайловой «Жучок». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Мои цыплята». Музыка Г. Гусейнли. Слова Т. Муталлибова «Две тетери». Русская народная прибаутка «Наш автобус голубой». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волг иной «Мне уже четыре года». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова «Детский сад». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Два кота». Польская народная песня Игры, пляски, хороводы Задачи: 1. Изменять движения со сменой частей музыки. 2. Выполнять движения эмоционально. 3. Соблюдать простейшие правила игры. 4. Выполнять солирующие роли. 5. Придумывать простейшие элементы творческой пляски. 6. Правильно выполнять движения, которые показал педагог. Репертуар: «Нам весело». Украинская народная мелодия «Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко «Заинька». Русская народная песня «Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой «Ловишки». Музыка И. Гайдна «Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой «Пляска парами». Литовская народная мелодия «Колпачок». Русская народная песня «Хитрый кот». Русская народная прибаутка «Ищи игрушку». Русская народная мелодия «Дети и медведь». Музыка и слова В. Верховинца «Вальс». Музыка Ф. Шуберта «Полька». Музыка И. Штрауса «Зайцы и лиса». Музыка Ю. Рожавской «Танец клоунов». Музыка И. Штрауса «Игра с погремушками». Музыка А. Жилина «Покажи ладошки». Латвийская народная мелодия «Игра с платочком». Русская народная мелодия «Пляска с платочком». Хорватская народная мелодия «Игра с ежиком». Музыка и слова М. Сидоровой «Кто у нас хороший?». Русская народная песня «Веселый танец». Литовская народная мелодия «Жмурки». Музыка Ф. Флотова «Летчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера «Вот так вот». Белорусская народная песня «Белые гуси». Русская народная песня «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко «Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой «Кто у нас хороший?». Русская народная песня «Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной Старшая группа Музыкально-ритмические движения Задачи: 1. Ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию. 2. Ходить парами, тройками, вдоль стен, врассыпную. 3. Останавливаться четко, с концом музыки. 4. Придумывать различные фигуры. 5. Выполнять движения по подгруппам. 6. Совершенствовать координацию рук. 7. Четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу. 8. Выполнять разнообразные ритмичные хлопки. 9. Выполнять пружинящие шаги. 10. Выполнять прыжки на месте, с продвижениями, с поворотами. 11. Совершенствовать движете галопа. Передавать выразительный образ. 12. Развивать плавность движений. Репертуар: «Марш». Музыка Ф. Надененко Упражнение для рук. Польская народная мелодия «Великаны и гномы». Музыка Д. Львова-Компанейца Упражнение «Попрыгунчики». Музыка Ф. Шуберта Хороводный шаг. Русская народная мелодия «Марш». Музыка В. Золотарева «Прыжки». Английская народная мелодия Упражнение «Поскоки». Музыка Т. Ломовой Упражнение «Буратино и Мальвина» Упражнение «Гусеница». Музыка В. Агафонникова Упражнение «Ковырялочка». Русская народная мелодия «Марш». Музыка М. Роббера «Всадники». Музыка В. Витлина Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия Упражнение «Аист» Упражнение «Кружение» Упражнение «Приставной шаг». Немецкая народная мелодия «Попрыгаем и побегаем». Музыка С. Соснина «Ветер и ветерок». Музыка Л. Бетховена Упражнение «Притопы». Финская народная мелодия «Марш». Музыка И. Кишко Упражнение «Мячики». Музыка П. Чайковского «Шаг и поскок». Музыка Т. Ломовой Упражнение «Веселые ножки». Латвийская народная мелодия «Марш». Музыка Н. Богословского «Кто лучше скачет?». Музыка Т. Ломовой «Побегаем». Музыка К. Вебера «Спокойный шаг». Музыка Т. Ломовой Упражнение «Полуприседание с выставлением ноги». Русская народная мелодия «Пружинящий шаг и бег». Музыка Е.Тиличеевой Упражнение для рук. Шведская народная мелодия «Разрешите пригласить». Русская народная мелодия «После дождя». Венгерская народная мелодия «Зеркало». Русская народная мелодия «Три притопа». Музыка Ан. Александрова «Смелый наездник». Музыка Р. Шумана «Спортивный марш». Музыка В. Золотарева Упражнение с обручем. Латышская народная мелодия Упражнение «Ходьба и поскоки». Английская народная мелодия Упражнение «Петушок». Латышская народная мелодия Развитие чувства ритма. Музицирование Задачи: 1. Проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки), выложенные на фланелеграфе. 2. Прохлопывать ритмические песенки. 3. Понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»). 4. Различать длительности в ритмических карточках. 5. Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы. 6. Осмыслить понятие «пауза». 7. Сочинять простые песенки. 8. Выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его. Репертуар: Дидактическая картинка «Белочка» «Тук-тук, молотком» «Кружочки» Дидактические таблицы Ритмические карточки Карточки и жучки «Кап-кап» «Гусеница» Картинки «Тик-тик-так» «Рыбки» «Солнышки и ритмические карточки «Колокольчик» «Живые картинки» Ритмические карточки и снежинки «Сел комарик под кусточек» «По деревьям скок-скок!» «Ритмический паровоз» «Жучок» Ритмические формулы из жучков «Лиса» «Маленькая Юлька» «Федосья» Пальчиковая гимнастика Задачи: 1. Развитие речи, артикуляционного аппарата. 2. Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности. 3. Развитие чувства ритма. 4. Формирование понятие звуковысотности. Репертуар: «Поросята» «Дружат в нашей группе» «Зайка» «Мы делили апельсин» «Коза и козленок» «Кулачки» «Птички прилетели» «Вышла кошечка» «Цветок» «Крючочки» Слушание музыки Задачи: 1. Знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Произведения из «Детского альбома». 2. Различать трехчастную форму. 3. Продолжать знакомить с танцевальными жанрами. 4. Учить выражать характер произведения в движении. 5. Определять жанр и характер музыкального произведения. 6. Запоминать и выразительно читать стихи. 7. Выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунке. Репертуар: «Марш деревянных солдатиков». Музыка П. Чайковского «Голодная кошка и сытый кот». Музыка В. Салманова «Полька». Музыка П. Чайковского «На слонах в Индии». Музыка А. Гедике «Сладкая греза». Музыка П. Чайковского «Мышка». Музыка А. Жилинского «Болезнь куклы». Музыка П. Чайковского «Клоуны». Музыка Д. Кабалевского «Новая кукла». Музыка П. Чайковского «Страшилище». Музыка В. Витлина «Утренняя молитва». Музыка П. Чайковского «Детская полька». Музыка А. Жилинского «Баба Яга». Музыка П. Чайковского «Вальс». Музыка С. Майкапара «Игра в лошадки». Музыка П. Чайковского «Две гусеницы разговаривают». Музыка Д. Жученко «Вальс». Музыка П. Чайковского «Утки идут на речку». Музыка Д. Львова-Компанейца «Неаполитанская песенка». Музыка П. Чайковского «Лисичка поранила лапу». Музыка В. Гаврилина Распевание, пение Задачи: 1. Петь выразительно, протягивая гласные звуки. 2. Петь, сопровождая пение имитационными движениями. 3. Самостоятельно придумывать продолжение (или короткие истории) к песням. 4. Аккомпанировать на музыкальных инструментах. 5. Петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком». 6. Расширять певческий диапазон. Репертуар: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Русская народная песня «Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Бай-качи, качи». Русская народная прибаутка «Падают листья». Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен «К нам гости пришли». Музыка Ан. Александрова. Слова М. Ивенсен «От носика до хвостика». Музыка М. Парцхаладзе. Слова П. Синявского «Снежная песенка». Музыка Д. ЛьвоваКомпанейца. Слова С. Богомазова «Наша елка». Музыка А. Островского. Слова 3. Петровой «Дед Мороз». Музыка В. Витлина. Слова С. Погореловского «Зимняя песенка». Музыка В. Витлина. Слова П. Кагановой «Песенка друзей». Музыка В. Герчик. Слова Я. Акима «Про козлика». Музыка Г. Струве. Слова В. Семернина «Кончается зима». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева. Слова С. Виноградова «Динь-динь». Немецкая народная песня «У матушки было четверо детей». Немецкая народная песня «Скворушка». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой «Вовин барабан». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца «Я умею рисовать». Музыка и слова Л. Абелян «Вышли дети в сад зеленый». Польская народная песня «Веселые путешественники». Музыка М. Старокадомского. Слова С. Михалкова «Кукушка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой «Елочка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова М. Ивенсен «Сею-вею снежок». Русская народная песня «Голубые санки». Музыка М. Иорданского. Слова М. Клоковой «Песенка-чудесенка». Музыка А. Берлина. Слова Е. Каргановой «Веселая дудочка». Музыка М. Красева. Слова Н. Френкель Игры, пляски, хороводы Задачи: 1. Ходить простым русским хороводным шагом. 2. Выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку» с поворотом корпуса и др. 3. Выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки. 4. Ощущать музыкальные фразы. 5. Чередовать хороводные шаги с притопами, кружением. 6. Выполнять простейшие перестроения. 7. Согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов. 8. Самостоятельно начинать и заканчивать движения. 9. Развивать танцевальное творчество. Репертуар: «Воротики». Русская народная мелодия «Приглашение». Украинская народная мелодия «Шел козел по лесу». Русская народная песня «Плетень». Музыка В. Калиникова. Слова народные «Чей кружок скорее соберется?». Русская народная мелодия «Пляска с притопами». Украинская народная мелодия «Ловишки». Музыка И. Гайдна «Веселый танец». Еврейская народная мелодия «Ворон». Русская народная песня «Займи место». Русская народная мелодия «Кошачий танец». Рок-н-ролл «Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой «Отвернись повернись». Карельская народная мелодия «Танец в кругу». Финская народная мелодия «Потанцуй со мной, дружок!». Английская народная мелодия «Вот попался к нам в кружок». Игра «Не выпустим». Музыка и слова народные «Парная пляска». Чешская народная мелодия «Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой «Догони меня!» «Будь внимательным». Датская народная мелодия «Озорная полька». Музыка Н. Вересокиной «Найди себе пару». Латвийская народная мелодия «Дружные тройки». Музыка И. Штрауса «Сапожник». Польская народная песня «Светит месяц». Русская народная мелодия «Ну и до свидания». Музыка И. Штрауса «Горошина». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель «Игра с бубнами». Музыка М. Красева «Веселые дети». Литовская народная мелодия «Земелюшка-чернозем». Русская народная песня «Перепелка». Чешская народная песня «Вышли дети в сад зеленый». Польская народная песня Подготовительная группа Музыкально-ритмические движения Задачи: 1. Ходить в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Четко останавливаться с концом музыки. 2. Совершенствовать движения рук. 3. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение. 4. Выполнять движения по подгруппам, уметь наблюдать за движущимися детьми. 5. Ориентироваться в пространстве. 6. Выполнять четко и ритмично боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги. 7. Придумывать свои движения под музыку. 8. Выполнять маховые и круговые движения руками. 9. Выполнять легкие прыжки на двух ногах с различными вариантами. 10. Выполнять разнообразные поскоки. 11. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений. 12. Выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов. Репертуар: «Марш». Музыка Ю. Чичкова «Прыжки». Музыка JI. Шитте Хороводный и топающий шаг. Русская народная мелодия «Марш». Музыка Н. Леви Упражнение для рук «Большие крылья». Армянская народная мелодия Упражнение «Приставной шаг». Музыка А. Жилинского Упражнение «Высокий и тихий шаг». «Марш». Музыка Ж. Люли «Боковой галоп». Музыка Ф. Шуберта Упражнение «Приставной шаг». Музыка Е. Макарова Бег с лентами. Музыка А. Жилина «Поскоки и сильный шаг». Музыка М. Глинки «Упражнение для рук». Музыка Т. Вилькорейской «Прыжки через воображаемые препятствия». Венгерская народная мелодия «Спокойная ходьба с изменением направления». Английская народная мелодия «Шаг с акцентом и легкий бег». Венгерская народная мелодия Упражнение для рук «Мельница». Музыка Т. Ломовом «Марш». Музыка Ц. Пуни «Боковой галоп». Музыка А. Жилина «Упражнение с лентой на палочке». Музыка И. Кишко «Поскоки и энергичная ходьба». Музыка Шуберта. «Парный танец». Латвийская народная мелодия Ходьба змейкой. Музыка В. Щербачева «Поскоки с остановкой». Музыка А. Дворжака «Прыжки и ходьба». Музыка Е. Тиличеевой «Нежные руки». Музыка Д. Штейбельта «Марш-парад». Музыка К. Сорокина «Бег и подпрыгивание». Музыка И. Гуммеля «Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба». Музыка М. Чулаки Упражнение «Бабочки». Музыка П. Чайковского «Ходьба с остановкой на шаге». Венгерская народная мелодия «Бег и прыжки». Музыка Л. Делиба «Осторожный шаг и прыжки». Музыка Е. Тиличеевой Упражнение для рук «Дождик». Музыка Н. Любарского «Тройной шаг». Латвийская народная мелодия «Поскоки и прыжки». Музыка И. Саца «Цирковые лошадки». Музыка М. Красева «Спокойная ходьба и прыжки». Музыка В. Моцарта «Шаг с поскоком и бег». Музыка С. Шнайдер «Шагают аисты». Музыка Т. Шутенко «Осторожный шаг и прыжки». Музыка Ф. Бургмюллера «Волшебные руки». Музыка К. Дебюсси «Передача мяча». Музыка С. Соснина «Энергичные поскоки и пружинящий шаг». Музыка С. Затеплинского Развитие чувства ритма. Музицирование Задачи: 1. Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой. 2. Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы, проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах. 3. Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами. 4. Самостоятельно инструментах. играть ритмические формулы на музыкальных 5. Уметь играть двухголосье. 6. Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на них ритмические формулы. 7. Ритмично играть на палочках. Репертуар: Ритмические цепочки из мячиков «Комната наша» Ритмические цепочки из гусениц «Горн» Игры с картинками «Хвостатый-хитроватый» Веселые палочки Пауза Ритмические цепочки из жучков и пауз «Аты-баты» «Ручеек» «С барабаном ходит ежик» «Загадка» Игра «Эхо» Двухголосие Знакомимся с длительностями и штилями Ритмические картинки «Комар» Ритмическая игра «Сделай так» «Ворота» «Дирижер» «Что у кого внутри?» «Семейка огурцов» Пальчиковая гимнастика Задачи: 1. Развитие и укрепление мелкой моторики. 2. Развитие воображения. памяти, интонационной выразительности, творческого 3. Развитие звуковысотного слуха и голоса. 4. Развитие чувства ритма. 5. Формирование умения узнавать знакомые стихи и потешки по показу без сопровождения текста; без показа на произношение текста только гласными звуками, слогами в разном сочетании. Репертуар: «Мама» «Замок-чудак» «В гости» «Гномы» «Мостик» «Утро настало» «Паук» «Сороконожка» «Пять поросят» «Паучок» Слушание музыки Задачи: 1. Знакомить с творчеством русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Мусоргского. 2. Знакомить с творчеством зарубежных композиторов. 3. Учить определять форму и характер музыкального произведения. 4. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления. 5. Развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас, обогащать музыкальными впечатлениями. 6. Учить выражать в самостоятельном движении характер произведения. Репертуар: «Танец дикарей». Музыка Ёсинао Нако «Вальс игрушек». Музыка Ю. Ефимова «Марш гусей». Музыка Бин Канэда «Осенняя песнь». Музыка П. Чайковского «Две плаксы». Музыка Е. Гнесиной Русские наигрыши «В пещере горного короля». Музыка Э. Грига «Снежинки». Музыка А. Стоянова «У камелька». Музыка П. Чайковского «Пудель и птичка». Музыка Лемарка «Флейта и контрабас». Музыка Г. Фрида «Песнь жаворонка». Музыка П. Чайковского «Марш Черномора». Музыка М. Глинки «Жаворонок». Музыка М. Глинки «Три подружки» («Плакса», «Злюка», «Резвушка»). Музыка Д. Кабалевского «Гром и дождь». Музыка Т. Чудовой «Королевский марш львов». Музыка К. Сен-Санса «Лягушки». Музыка Ю. Слонова «Полет шмеля». Музыка Н. Римского-Корсакова «Сонный котенок». Музыка Б. Берлина Распевание, пение Задачи: 1. Чисто интонировать интервалы, показывая их рукой. 2. Передавать в пении характер песни (спокойный, напевный, ласковый, веселый, энергичный, озорной, легкий и т. д.). 3. Придумывать движения по тексту песен (инсценирование песен). 4. Петь согласованно и выразительно. 5. Выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре. 6. Знакомить детей с музыкальными терминами и определениями (куплет, припев, соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, форте, пиано и др.). Репертуар: «Динь-динь-динь - письмо тебе». Немецкая народная песня «Осень». Музыка А. Арутюнова. Слова В. Семернина «Лиса по лесу ходила». Русская народная песня «Скворушка прощается». Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен «Ехали медведи». Музыка М. Андреева. Слова К. Чуковского «Хорошо у нас в саду». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца «Как пошли наши подружки». Русская народная песня «Ручеек». Распевка «Моя Россия». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой «Дождик обиделся». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова М. Пляцковского «Горошина». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель «Пестрый колпачок». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой «В просторном светлом зале». Музыка и слова А. Штерна «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Горячая пора». Музыка А. Журбина. Слова П. Синявского «Зимняя песенка». Музыка М. Красева. Слова С. Вышеславцевой «Два кота». Польская народная песня «Сапожник». Французская народная песня «Маленькая Юлька». Распевка «Будем моряками». Музыка Ю. Слонова. Слова В. Малкова «Мамина песенка». Музыка М. Парцхаладзе. Слова М. Пляцконского «Хорошо рядом с мамой». Музыка А. Филиппенко. Слова Г Нош иной «Идет весна». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца «Солнечная капель». Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой «Долговязый журавель». Русская народная песня «Песенка о светофоре». Музыка Н. Петровой. Слова Н. Шифриной «Солнечный зайчик». Музыка В. Голикова. Слова Г. Лагодынь «Зеленые ботинки». Музыка С. Гаврилова. Слова Р. Алдониной «До свиданья, детский сад». Музыка Г. Левкодимова. Слова В. Малкова «Как мне маме объяснить?». Немецкая народная песня «О ленивом червячке». Музыка В. Ефимова. Слова В. Новикова «В лесу». Распевка Дополнительный песенный материал «Дождик». Музыка М. Парцхаладзе. Слова Н. Соловьевой «Листики». Музыка Л. Беленко. Слова А. Шибицкой «Осенний лес». Музыка В. Иванникова. Слова Т. Башмаковой «В лесу родилась елочка». Музыка Л. Бекман. Слова Р. Кудашевой «Веселое Рождество». Английская народная песня «Почему медведь зимой спит». Музыка Л. Книппера. Слова А. Коваленкова «Морской капитан». Музыка М. Протасова. Слова О. Саар «Все мы моряки». Музыка Л. Лядовой. Слова М. Садовского «Моряки». Музыка и слова Н. Шахина «Ты не бойся, мама». Музыка М. Протасова. Слова Е. Шкловского «Буденновец». Музыка Я. Дубравина. Слова М. Наринского «Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Наша Родина сильна». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Песенка про папу». Музыка В. Шаинского. Слова М. Танича «Солдатик». Музыка Г. Курина. Слова М. Карема «Наша мама». Музыка Ю. Слонова. Слова О. Высотской «Сегодня мамин праздник». Музыка М. Парцхаладзе. Слова В. Татаринова «Песенка о маме». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Моя мама». Кубинская народная песня «Я точно-точно знаю». Немецкая народная песня «Лучше друга не найти». Музыка и слова Е. Асеевой «Песенка-чудесенка». Музыка М. Протасова. Слова Н. Соловьевой «До свиданья, детский сад». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Мы теперь ученики». Музыка Г. Струве. Слова К. Ибряева «Идем в школу». Музыка Ю. Слонова. Слова Н. Найденовой «Урок». Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен «До свиданья, детский сад». Музыка А. Орлова. Слова В. Орлова «Песенка о буквах». Музыка Г. Фрида. Слова А. Бродского «Солнечный зайчик». Музыка В. Мурадели. Слова М. Садовского «Топ и Хлоп». Музыка Т. Назаровой-Метнер. Слова Е. Каргановой «Новичок». Музыка Г. Фрида. Слова А. Бродского «Полечка про Олечку». Музыка Д. Кабалевского. Слова 3. Александровой «Песенка о дружбе». Музыка М. Парцхаладзе. Слова М. Лаписовой «Мы - дружные ребята». Музыка А. Разоренова. Слова Н. Найденовой «Простая песенка». Музыка В. Дементьева. Слова В. Семернина «На мосточке». Музыка А. Филиппенко. Слова Г. Бойко «На даче». Музыка В. Витлина. Слова А. Пассовой «Частушки-топотушки». Музыка К. Маковской. Слова И. Черницкой «Не умеем мы скучать». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова 3. Петровой «Вот была бы благодать!». Музыка Б. Савельева. Слова Б. Савельева «Танцуйте сидя». Музыка Б. Савельева. Слова М. Пляцковского «Раз, два, три - танцуем мы вот так!». Музыка и слова Л. Шуффенхауэр «Каравай». Русская народная песня «Дружба». Американская народная песня «Птичница-отличница». Музыка Ю. Чичкова. Слова П. Синявского «Щенок». Музыка В. Герчик. Слова А. Седугина «По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной «Всем нужны друзья». Музыка 3. Компанейца. Слова П. Синявского «Паучок». Музыка В. Вольфензона. Слова М. Райкина «Неваляшки». Музыка 3. Левиной. Слова 3. Петровой «Иди, проходи». Эстонская народная песня «Песенка о гамме». Музыка Г. Струве. Слова Н. Соловьевой «Что хочется лошадке?». Музыка Г. Пятигорского. Слова В. Лунина «Посадили мы березку». Музыка В. Витлина. Слова С. Скаченкова «День рождения». Музыка В. Герчик. Слова Н. Френкель «Машины». Музыка Ю. Чичкова. Слова Л. Мироновой «Про кота». Музыка В. Веврика. Слова А. Чуркина «Котенок и щенок». Музыка Т. Попатенко. Слова В. Викторова «Так танцуем мы всегда». Немецкая народная песня «Наша воспитательница». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной Из цикла «Песни народов мира» Музыка Р. Бойко. Слова В. Викторова «Дело было в Каролине». В американском стиле «Сапожки». В польском стиле «В старенькой избушке». В венгерском стиле «Маленький романс о золотой рыбке». В аргентинском стиле «Кузнец и королева». В норвежском стиле Пляски, игры, хороводы Задачи: 1. Передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения. 2. Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз. 3. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз. 4. Сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни. 5. Самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке. 6. Воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания). 7. Активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии. 8. Правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения. Репертуар: «Мяч». Музыка Ю. Чичкова. Слова 3. Петровой «Передай мяч». Моравская народная мелодия «Почтальон». Немецкая народная песня «Веселые скачки». Музыка Б. Можжевелова «Алый платочек». Чешская народная песня «Отвернись повернись». Карельская народная мелодия Хоровод «Светит месяц». Русская народная мелодия Хоровод «На горе-то калина». Русская народная мелодия «Зеркало». Музыка Б. Бартока «Полька». Музыка Ю. Чичкова «Кто скорее?». Музыка Л. Шварца «Парный танец». Хорватская народная мелодия «Ищи». Музыка Т. Ломовой «Танец маленьких утят». Французская народная мелодия «Роботы и звездочки». «Контрасты» «Я на горку шла». Русская народная мелодия «Танец вокруг елки». Чешская народная мелодия «Жмурка». Русская народная мелодия «Веселый танец». Еврейская народная мелодия «Дед Мороз и дети». Музыка И. Кишко. Слова М. Ивенсен «Парный танец». Латвийская народная мелодия «Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой «Сапожники и клиенты». Польская мелодия «Скрипучая дверь». Музыка Ф. Черчилля «Как на тоненький ледок». Русская народная песня «Полька с поворотами». Музыка Ю. Чичкова «Детская полька». Музыка А. Жилинского «В Авиньоне на мосту». Французская народная песня «Танец». Музыка Ю. Чичкова «Будь ловким!». Музыка Н. Ладухина Хоровод «Вологодские кружева». Музыка В. Лаптева «Заря-заряница». Русская народная игра «Полька с хлопками». Музыка И. Дунаевского «Звери и звероловы». Музыка Е. Тиличеевой «Замри». Английская народная песня «Чебурашка». Музыка В. Шаинского «Зоркие глаза». Музыка М. Глинки «Лягушки и аисты». Музыка В. Витлина «Весело танцуем вместе». Немецкая народная песня «Танцуй, как я!» В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам: 1. Движение. 2. Чувство ритма. 3. Слушание музыки. 4. Пение. Этих параметров дошкольного возраста. диагностирования вполне достаточно для детей Библиография 1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский композитор, 1991. 2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1967. 3. Музыка и движение / Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., Просвещение, 1983. 4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под редакцией Н. А. Ветлугиной. М., Просвещение, 1982. 6. Вейс П. Ступеньки в музыку. М., Советский композитор, 1987. 7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007. 8. Музыкальные игры и пляски в детском саду / Составители Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, А. С. Руднева. Ленинград: Учпедгиз, 1963. 9. Учите детей петь / Составители Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М., Просвещение, 1987. 10. Панова Ж., Жак-Далъкроз Э. Ритм. М., Классика, 2001. 11. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб., Детство-Пресс, 2005. 12. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 13. Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., «Музыка», 1990. 14. Шацкая В. Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции. М., 1988. Ч. 2.