Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей

14.03.2024

Слайд 2

Упражнение «Яблоко и червячок».

Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

 

Слайд 3

         А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать с минимальными эмоциональными затратами.

Конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

 

Слайд 4

Можно выделить четыре стадии прохождения конфликта:

- Возникновение конфликта (появление противоречия);

- Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

- Конфликтное поведение;

- Исход конфликта.

 

Слайд 5-7

Сейчас давайте рассмотрим способы выхода из конфликтных ситуаций, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей.

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкуренция (соревнование)

Сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнёра.

Заитересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытывание чувства неудовлетворённости при поражении и чувства вины при победе.

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за принятие решений.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти.

Нерешённость конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей.

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Чёткое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций является компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.Хочу такой сайт

 

Слайд 8

 А теперь, когда известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов.

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

 

Слайд 9

Разберём различные причины возникновения конфликтной ситуации:

 

Слайд 10

Приведём в пример различные конфликтные ситуации, которые возможны между родителями и педагогом.

 

Ситуация 1

Алиса – активная, подвижная девочка, она с большим трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему. Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Алису в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Комментарий: Если бы такую информацию родитель получил от педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

 

Слайд 11

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.

Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать ребенка за руку.

Комментарий: Если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда проще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».

 

Слайд 12

Ситуация 3

Ребёнок постоянно берёт чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Комментарий: Дошкольный возраст — период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника «ярлыков», категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде «Я-сообщения» (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

 

Слайд 13

Ситуация 4

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Комментарий: Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

 

Слайд 14

Можно ли свести конфликты к минимуму?

Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя, отчество собеседника, комплимент.

Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Соблюдать  уважительное отношение  к личности собеседника.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

И какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт - обеспечить высокую культуру общения.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 15.06.2024

Дата обновления: 15.06.2024

Дата публикации: 14.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».