21.07.2024
В
каждом маленьком ребенке
И
мальчишке и девчонке
Есть
по двести грамм вопросов
«Что?»,
«Зачем?» и «Почему?»!
Надо
всё ему измерить,
И
на опыте проверить.
Пересыпать
и понюхать,
Чтоб
узнать все «Потому»!
То,
что в жизни неизвестно
-
это очень интересно,
На
весах предметы взвесить,
Или
в воду погрузить!
Шарик
воздухом наполнить
И
песка свойства усвоить,
Сделать
опыт, догадаться,
И
ответом удивить!
Ребенок
рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,
постоянно подталкивает его к поиску новых знаний. Для детей раннего возраста
характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят
руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более
разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его
восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становится
его представление о мире и успешнее деятельность, формируется устойчивый
интерес к окружающим его людям, предметам, объектам. На этапе раннего
возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе
опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать
на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует
основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его
интеллектуального развития.
В детском саду
прошла тематическая неделя, посвящённая опытам и экспериментам. Основным
методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, мы
выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается,
во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых,
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются
элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется
обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты
и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных
явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Одним из путей достижения
этого считаем использование в работе с детьми третьего года жизни элементарного
экспериментирования, так как в процессе него ребенок эмоционально вовлечен в
активную деятельность с игрушками, предметами, веществами. Каждый эксперимент
предполагает наличие результата, а для того чтобы его достичь ребенку
необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр малыши
осваивали способы обследования предметов, развивали мелкую моторику, обогащали
словарь. Незаменимы они для развития активной речи. Проводя опыты, мы своими
действиями помогали ребенку включиться в диалог доступными для него средствами
(движениями, мимикой, жестами, словами). В ходе игры-экспериментирования
развивали понимание речи взрослого, учили отвечать на вопросы, выполнять несложные
поручения.
Организуя
экспериментирование с детьми, придерживались определенных правил:
• все опыты адекватны
возрасту детей: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с
окружающей ребенка действительностью;
• материалы для
экспериментирования доступны каждому ребёнку;
•предусматривали
вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами;
• создавали
положительный эмоциональный настрой: поддерживали положительные эмоциональные
переживания ребёнка в ходе экспериментирования;
• предлагали варианты
действий с предметами и материалами, поддерживали инициативу ребенка;
• создавали условия
для проявления детьми речевой активности;
• во время проведения
опытов соблюдали технику безопасности.
Согласно методическим рекомендациям по
проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводились в
специально организованных условиях. Оно предполагало активное воздействие на
предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В
этом преобразовании дети принимали активное участие.
В играх дети закрепляли знания о сухом
(сыпется) и влажном (лепиться) песке («Сыпем, лепим»). Научились выкладывать
формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять
качества песка — сухой, влажный. Получали знания о свойствах воды —
окрашиваться («Разноцветная водичка»), познакомились с разной температурой воды
(«Кто разбудил китёнка»). Взбивали
мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Надували воздушные шары («Шарик и
мячик»).
Применяя исследовательский метод —
наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом,
ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе
наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая
мышление. Поэтому,
развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является
необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития
познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию
окружающего мира, развития умственных способностей, сенсорного воспитания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.07.2024
Дата обновления: 21.07.2024
Дата публикации: 21.07.2024