Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Гнездышко» Нижнетуринского городского округа Паспорт логопедического кабинета Ответственный за кабинет: учитель – логопед Рябцун Юлия Викторовна Учебный план коррекционно - образовательной деятельности учителя –логопеда на логопункте. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода: 1 период – сентябрь – ноябрь; 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – май. Коррекционно-развивающая работа на логопункте проводится с 16сентября по 14 мая. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Учебный год составляет 9 месяцев (32 недели). Продолжительность занятий в соответствии с СанПин: Индивидуальные занятия – у детей 5-6лет -15 минут; у детей 6-7 лет – 20 минут. Подгрупповые занятия - у детей 5-6лет -25минут; у детей 6-7 лет – 30 минут. Частота проведения индивидуальных, подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей: - ФНР – 1-2 раза в неделю; - ФФНР – 1-2 раза в неделю; - ОНР 3, 4 ур. – 1-3 раза в неделю. Занятия с детьми в логопункте могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику, утвержденному руководителем учреждения. От 2 до 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом; (более 6м. – для детей с ФНР, обусловленным дизартическими нарушениями); 9 месяцев – для детей с ФФНР и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии; До 2-х лет – для детей с ОНР при различных формах речевой патологии. Распределение учебной нагрузки: Неделя Месяц Год (9 месяцев) Логопедическое Формы работы, заключение/ продолжитель- Кол-во Общ.продол Кол-во Кол-во Временной п-од ность НОД (зан.) жительность (занятий) занятий обучения Всего часов (часов) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) ФНР/ от 3 до 6 месяцев Индивид. (15 мин.) 2 30 мин 8 3 месяца -24занятия 6 месяцев - 48 занятий - 12 часов - - - - ФФНР, ОНР Индивид. 2 30 мин 8 9 месяцев – 64 занятия - 16 часов 9 месяцев (15 мин.) 2 50 мин. 8 9 месяцев – 64 занятия - 27 часов Подгрупповая - - 6 часов - (25 мин) Подготовительный к школе возраст (6-7 лет) ФНР/ от 3 до 6 месяцев Индивид. (20 мин.) 1 20 мин 4 3 месяца – 12 занятий - 4 часа 6 месяцев - 24 занятия - 8 часов - - - - ФФНР, ОНР Индивид. 2 40 мин 8 9 месяцев – 64 занятия - 36 часов 9 месяцев (20 мин.) 2 60 мин 8 9 месяцев – 64 занятия - 32 часа Подгрупповая (30 мин) (1 час). - - Оснащение кабинета: № Наименование Количество п/п оборудования (шт.) 1. шкаф для пособий 1 2. письменный стол 1 3. стул взрослый 1 4. стулья детские 5 5. зеркало настенное 1 6. стол детский 2 7. тумба 1 8. полка книжная 1 9. доска-мальберт 1 Технические средства обучения: 1. персональный 1 компьютер 2. принтер 1 3. колонки 2 4. микрофон 1 Развивающая предметно-пространственная среда кабинета Развивающая предметно – пространственная среда, соответствует требованиям ФГОС и отвечают следующим условиям: Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей; Эстетичность и привлекательность оформления; Содержательность и насыщенность, разнообразие материалов; Доступность и безопасность для детей; Системность и полифункциональность; Пространство логопедического кабинета организовано в виде хорошо разграниченных зон: рабочая, коррекционно-артикуляторная, учебно-развивающая, моторная, дидактическая, рефлексивная. Каждая зона оснащена необходимой мебелью, соответствующей возрасту детей, необходимым оборудованием и пособиями. 1. Рабочая зона (рабочее место учителя-логопеда) - оборудована компьютерным столом, стулом. Имеются ТСО: стационарный компьютер, с необходимым программным обеспечением, развивающими компьютерными играми, презентациями. Имеются колонки, микрофон, принтер. 2. Учебно-развивающий центр - является зоной подгрупповых занятий, направленных на развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, совершенствованию связной речи. Оборудован магнитной доской-мольбертом, детскими столами, разнообразными дидактическими играми и пособиями. 3. Коррекционно-артикуляторная зона. Здесь располагаются настенное зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, расположен наглядный материал, используемый на индивидуальном занятии (карточки с артикуляционными укладами речевых профилей, с изображениями основных артикуляционных упражнений, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики», вертушки, мелкие легкие игрушки, способствующие развитию речевого дыхания). 4. Зона методического и дидактического сопровождения оснащена книжным шкафом (трехсекционный), в котором размещены материалы по следующим разделам: диагностический инструментарий; методическая литература по коррекции речи детей; учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда; дидактические пособия по обеспечению коррекционного процесса. 5. Зона моторного и конструктивного развития: в которой находятся разнообразные конструкторы, игрушки- шнуровки, мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, плоскостные изображения предметов для игр с прищепками, трафареты на различные лексические темы, разрезные картинки и паззлы (8 – 12 частей), пальчиковые бассейны с различными наполнителями, массажные мячики, мелкий конструктор «Лего»; мелкие бусины разных цветов и леска для их нанизывания; волчки, грецкие орехи – для массажа рук и т.п. 6. Информационно-консультативная зона отражена на стенде «УГОЛОК ЛОГОПЕДА» у кабинета учителя- логопеда, где освещается следующая информация: график работы логопеда, сетка занятий, консультации для родителей, памятки, игровые задания на развитие артикуляционной и мелкой моторики, лексико-грамматического строя, связной речи и др. В кабинете имеются информационные папки передвижки «Советы логопеда», буклеты, которые выставляются в раздевалках групп. Информация обновляется регулярно по актуальным темам для каждой возрастной группы. Программно - методическое обеспечение кабинета Программы 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.:«Мозаика-синтез», 2014 2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003. 4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4- до 7 лет Спб.) 5. Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост Н.В. Нищева – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. Логопедические технологии обследования 1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 2. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. –Спб.: Издательский дом «Литера», 2017г. 3. Нищева Н.В., Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): Наглядно – методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 г. Коррекционные технологии 1. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологов. / Под ред. Л.С. Волковой: -Кн. V: Фонетико-фонематическое т общее недоразвитие речи. 3. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007. 4. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. / Ткаченко Т.А. – М.:Эксмо, 2017г. Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2007 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Технологии формирования слоговой структуры слова Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопедические технологии.- М.: ПАРАДИГМА, 2014 Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007 Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Сфера, 2008. Технологии формирования лексико -грамматического строя речи Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Комплексная методика подготовки ребёнка к школе – Спб. : издательский дом «Литера», 2003 Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского сада». - Спб. : издательский дом «Литера», 2013 Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год. Старшая группа детского сада». - Спб. : издательский дом «Литера», 2013 Созонова Н. Куницина Е. Грамматика для дошкольников. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (для детей 4-6 лет). Ткаченко Т.А. Формирование лекико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивид.занятий с дошкольниками.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.+ Альбом дошкольника. Технологии формирования связной речи Коноваленко Развитие связной речи (Зима, Весна, Осень) Ткаченко Схемы для составлений дошкольников описательных и сравнительных рассказов…. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам 5-7 лет (2 выпуска).-СПб.: ООО»Издательство «Детство-Пресс», 2016 Компьютерные логопедические программы 1. «Развитие речи. Учимся говорить правильно», авторы - Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко. 2. «Игры для Тигры», автор Л.И.Лизунова 3. «Звуковой калейдоскоп» ООО «Мерсибо», 2014 7. «Конструктор картинок» ООО «Мерсибо», 2014 8. «Логопедические упражнения» Выпуск 1 .(презентации на закрепление правильного произношения звуков детьми 4-8 лет «Рифмованные миниатюры») Издательство «Учитель» 12. «Логопедические упражнения» Выпуск 2. Рекомендации. Конспекты занятий. Библиотека логопеда. Издательство «Учитель» 13. «Обучающий видеокурс «Моя мама логопед» Дидактические пособия Пособия для коррекционной логопедической работы: - по связной речи: серии сюжетных картинок для составления рассказов разной степени сложности; тексты для пересказа, схемы для составления рассказов, пальчиковый театр, иллюстрации по составлению рассказов цепной структуры; - по лексико - грамматическому строю речи: предметные картинки, картинный материал по лексическим темам, дидактические игры: «Много и один», «Разложи по порядку» и т.п.; картотека игр и игровых упражнений с использованием лексического материала; картотека – «Игры со словом»; картотека игр по развитию грамматического строя речи у детей; картотека игр, направленных на развитие ассоциативного мышления и расширения словарного запаса; - по звукопроизношению: игрушки, пособия для развития дыхания; предметные картинки; картотека артикуляционных упражнений; символы речевых звуков; альбомы для автоматизации звуков; картотека автоматизации звуков; картотека картинок к трудным звукам; логопедическое лото – «Говори правильно зв. Л, Р, С», «Учим звуки – Л, Ль, Р, Рь, Ш» и т. п.; дидактические пособия «Ладошки», «Звуковые дорожки», «Улитка»; картотека чистоговорок, дидактические игры. - по фонематическому восприятию: сборник фонетических игр; картотека игр фонетической направленности; схемы характеристики звуков; «Логопедическое лото»; звуковые линейки; «Слова, рифмы, звуки», «Подбери картинку к схеме», «Найди лишнюю картинку», Кто как кричит»; схемы слов, схемы предложений; музыкальные инструменты, символы гласных и согласных звуков и т.д. Пособия для обследования интеллекта, для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности: - дидактические игры «Мемори»; - разрезные картинки разной конфигурации, - пирамидки из четырех, восьми колец, - набор полых кубиков, геометрических форм и предметов; - загадки; -кроссворды и ребусы; Картотеки: - артикуляционных упражнений; - пальчиковых гимнастик; Су-джок гимнастика; домашних заданий по автоматизации звуков; - домашних заданий по развитию лексико – грамматического строя речи. Материал по развитию мелкой моторики: - массажные мячики, шестигранные карандаши, счетные палочки, трафареты, мозаики, игры-головоломки, шнуровки, волчки, пирамидки, прищепочные конструкторы, «сухой бассейн» с разными наполнителями, схемы пальчик.игр (Цвынтарный) и т.д. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)