ДОП Дельфиненок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»
НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко»
Протокол № _____
«____»__________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко»
____________Н.С. Савинова
Приказ №_____
«____» __________20___ г.

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕЛЬФИНЕНОК»
по плаванию для детей дошкольного возраста 3 - 8 лет
в группах общеразвивающей направленности

Разработчик:
Юхнов А.А.
Инструктор по
физическому воспитанию 1КК

г. Нижняя Тура
2021 г.

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи рабочей программы
1.3. Формы, методы обучения плаванию
1.4. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного
возраста
1.5. Оценка качества обучения плаванию
2. Содержательный раздел
2.1. Планирование образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в образовательной области
«Физическое развитие
2.2. Первый год обучения. Календарно-тематическое планирование
второй младшей группы
2.3. Второй год обучения. Календарно-тематическое планирование средней
группы
2.4. Третий год обучения. Календарно-тематическое планирование
старшей группы
2.5. Четвертый год обучения. Календарно-тематическое планирование
подготовительной группы
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности по плаванию
3.2. Материально-технические условия
3.3. Взаимодействие со специалистами
3.4. Взаимодействия с родителями

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Здоровые дети – это основа жизни всего человеческого общества.
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого
раннего возраста, является физическая культура. Правильная организация
деятельности

по

физической

культуре

способствует

гармоничному

развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости,
гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических
навыков.
Плавание – одно из средств, способствующих разностороннему
физическому развитию, которое стимулирует деятельность нервной и
дыхательной

систем,

значительно

расширяет

возможности

опорно-

двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания
и формирования правильной осанки ребенка.
Активные движения укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую
системы ребенка; более того развитие движений находится в прямой
зависимости от внешней среды. Занятия в воде и выполнение различных
движений, связанных с преодолением ее сопротивления - важнейший фактор
гармоничного развития.
Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление
воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя
устранению различных дефектов и ликвидации плоскостопия. Постоянное
купание и плавание закаляет организм, формирует стойкий иммунитет не
только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И
здесь решающим является температурный фактор.
Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц
(особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым
активизации

кожного

дыхания

и

обильному

притоку

крови

периферическим органам, что является наиболее актуальным для детей.

к

Примерная рабочая программа является компонентом, формируемым
участниками образовательного процесса. Она разработана на основе
программы А.А. Чеменевой, Т.В.Столмаковой «Система обучения плаванию
детей

дошкольного

возраста»

(2011г.),

которая

рекомендована

Общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения
до школы" /под редакцией Т.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а
также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программа –
образовательным

программа

дошкольного

образования»

(приказ

Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г.
Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных

организаций,

утв.

постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН
2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных
потребностей
воспитанников.

и

запросов
Определяет

родителей
цель, задачи,

(законных

представителей)

планируемые

результаты,

содержание и организацию образовательного процесса физического

воспитания по обучению плаванию детей 3-8 лет. Содержание деятельности
распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому
планированию и представляет систему рассчитанную на один учебный год 36 недель. Срок освоения программы: 4 года
1.2. Цели и задачи рабочей программы
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает
разностороннее

развивающее

влияние

на

детей

и

имеет

высокий

образовательно- воспитательный эффект. Увеличивается объем не только
двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические
качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и
эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и
ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со
сверстниками.
Программа представлена разделами «Плавание» и «Здоровье». Каждый
раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет
освоение детьми данной предметной области.
Содержание раздела «Плавание» построено на трех составляющих:
начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным
способам плавания.
Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде,
упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику
заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи
при проблемах на воде.
Раздел «Плавание» 3-4 года. Задачи: 1. Адаптировать детей к водному
пространству 2. Приобщать малышей к плаванию
Раздел

«Здоровье»

Задачи:

1.

Способствовать

повышению

сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
2.

Укреплять мышцы тела, нижних конечностей. 3. Формировать

«дыхательное удовольствие» 4. Формировать гигиенические навыки. 5.
Уточнить представления о правилах поведения на воде.

Раздел «Плавание» 4-5 лет Задачи: 1. Продолжать упражнять детей
погружаться в воду и ориентироваться в ней. 2. Формировать навык
горизонтального положения тела в воде. 3. Продолжать развивать умение
плавать облегченными способами. 4. Развивать умение плавать при помощи
попеременных движений прямыми ногами способом кроль на груди, спине.
Раздел

«Здоровье»

совершенствованию

Задачи:

механизма

1.

терморегуляции.

Способствовать повышению
мышечный

вестибулярного

корсет

аппарата.

5.

ребенка.

работу

по

2.

функциональных

сердечно-сосудистой
Укреплять

Продолжать

возможностей

и дыхательной

системы.

4. Активизировать

3.

работу

Формировать гигиенические навыки.

Раздел «Плавание» 5-6 лет Задачи: 1. Продолжать упражнять в
скольжении на груди, спине с различным положением рук. 2. Формировать
навык согласовывать движения ног с дыханием. 3. Формировать навык
выполнять движения рук способами кроль на груди, спине, брасс, дельфин.6
4. Развивать умение плавать кролем на груди, спине в полной координации.
5. Развивать умение двигать ногами способом дельфин.
Раздел «Здоровье» Задачи: 1. Способствовать закаливанию организма.
2. Повышать общую и силовую выносливость мышц. 3. Увеличивать
резервные возможности дыхания, жизненной емкости легких. 4.
Активизировать обменные процессы и работу центральной нервной системы.
5. Формировать гигиенические навыки.
Раздел «Плавание» 6-7 лет Задачи: 1. Продолжать совершенствовать
движения ног в плавании способом кроль на груди, спине. 2. Формировать
навык двигать ногами способом брасс. 3. Упражнять в плавании способами
брасс, дельфин в полной координации. 4. Закреплять и совершенствовать
навык плавания при помощи движений рук с дыханием всеми способами. 5.
Закреплять и совершенствовать навык плавания кролем на груди, спине,
комбинированными способами в полной координации. 6. Упражнять в
плавании под водой.

Раздел «Здоровье» Задачи: 1. Способствовать укреплению здоровья
ребенка,

его

гармоничному

психофизическому

развитию.

2.

Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную
осанку. 3. Повышать работоспособность организма. 4. Приобщать к
здоровому образу жизни. 5. Формировать гигиенические навыки.
Цель:

формирование

детей

в

процессе

обучения

плаванию

элементарных технических навыков, развитие физических и моральноволевых качеств.
1.3. Формы, методы обучения плаванием
Формы обучения
Одной из форм двигательной активности и закаливания детей
дошкольного возраста являются занятия по плаванию.
Наилучшей формой занятий является подгрупповая. Комплектуя их,
уделяется внимание: на физическую подготовку детей и успешность
освоения ими плавательных движений.
Методы
К основным методам обучения технике плавания относятся:
- словесные методы;
- наглядные методы;
- показ упражнения и отдельных его элементов;
- практические методы.
1.4. Возрастные особенности физического развития
детей дошкольного возраста
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще
довольно слабо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а
сами

сокращения

происходят

через

меньшие

промежутки

времени.

Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более
укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети
быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому
для

ребенка

нежелательны

длительные

мышечные

напряжения

и

однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма физической
нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и
расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Занятия
плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения
ребенка.
Дети 3-4 года характеризуются особенностью развития дыхательной
системы – устанавливается легочный тип дыхания, поэтому легочная
вентиляция ограничена. У ребенка многие движения резки и угловаты, низка
выносливость мышечной системы. Малыш не может сидеть или стоять не
меняя

позы.

Отмечается

еще недостаточная слаженность

в работе

разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног), не
сформирована произвольность движений.
У детей 4-5 лет преобладает брюшной тип дыхания, при котором
главной дыхательной мышцей является диафрагма. К 5 годам резко нарастает
мускулатура нижних конечностей. Мелкие мышцы еще недостаточно
развиты. Тем не менее на 5 году жизни движения ребенка становятся более
уверенными и координированными. Дети способны различать разные виды
движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам
движения.
У детей 5-6 лет общефизическое развитие и динамика функциональной
зрелости системы дыхания идет неравномерно. Быстро увеличивается длина
конечностей, ширина таза и плеч. Преобладает тонус мышц-разгибателей,
что не дает возможности долго удерживать спину прямой. Осуществляются
процессы, определяющие успех умственных действий. Благодаря этому
возрастает осознанность освоения детьми более сложных основных

движений. Большее внимание уделяется развитию физических и моральноволевых качеств.
У детей 6-7 лет ярко выражен грудной тип дыхания. Движения ребенка
становятся

более

координированными

и

точными.

В

двигательной

деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети
проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен
результат. На основе произвольности у детей формируется потребность
заниматься физическими упражнениями и проявлять инициативу в освоении
новых видов движений.
Дети 3-4 лет
№ п/п

Содержание деятельности

Количество часов за
учебный год

1.

Знакомство со свойствами воды

2.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков в воде

3.

Игры на погружение в воду, задержку дыхания,

30 мин.
1 час
1.5 часа

выполнение вдоха и выдоха
4.

Движение руками в воде

1.5 часа

5.

Движения прямыми ногами, держась за бортик

1.5 часа

руками(на груди)
6.

Всплывание и лежание на воде

1.5 часа

7.

Движения ногами в скольжении на груди с предметом

1.5 часа

в руках
Итого:

9 часов

Дети 4-5 лет
№ п/п

Содержание деятельности

Количество часов за
учебный год

1.

Разные виды ходьбы

1 час

2.

Игры на погружение в воду, задержку дыхания,

2 часа

выполнения вдоха и выдоха, ориентировку под водой
3.

Движения руками в воде

4.

Всплывание и лежание на воде

2 часа

5.

Скольжение на груди

2 часа

1,5 часа

6.

Движение ног кролем

7.

Движения ногами и скольжение на груди и на спине с

1,5 часа
2 часа

предметом в руках
Итого:

12 часов

Дети 5-6 лет
№ п/п

Содержание деятельности

Количество часов за
учебный год

1.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков в воде

1 час

2.

Игры на погружение в воду, задержку дыхания,

2 часа

выполнение вдоха и выдоха, ориентировку под водой
3.

Всплывание и лежание на воде

2 часа

4.

Движение рук в технике кроль

2 часа

5.

Скольжение на груди

2 часа

6.

Скольжение на спине

2 часа

7.

Движения ног кролем

2 часа

8.

Движения ногами и скольжение на груди и спине

2 часа

Итого:

15 часов

Дети 6-7 лет
№ п/п

Содержание деятельности

Количество часов за
учебный год

1.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков в воде

2.

Игры на погружение в воду, задержку дыхания,

1 час
1,5 часа

выполнение вдоха и выдоха, ориентировку под водой
3.

Всплывание и лежание на воде

1,5 часа

4.

Скольжение на груди

2 часа

5.

Скольжение на спине

2 часа

6.

Движение рук кролем

2 часа

7.

Движения ногами в скольжении на груди

2 часа

8.

Движения ногами и скольжение на спине

3 часа

9.

Согласование движений рук и ног при плавании

3 часа

кролем на груди и спине
Итого:

18 часов

1.5. Оценка качества обучения плаванию
Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4бальной системе.
Тест обучения плаванию 3-4 года
1. Разнообразные способы передвижения в воде.
2. Погружение в воду с открыванием глаз под водой.
3. Выдохи в воду.
4. Плавание с надувной игрушкой при помощи движений ног.
Тест обучения плаванию 4-5 лет
1. Ориентирование в воде с открытыми глазами.
2. Лежание на груди.
3. Лежание на спине.
4. Плавание с пенопластовой доской при помощи движения ног
способом кроль на груди.
Тест обучения плаванию 5-6 лет
1. Скольжение на груди.
2. Скольжение на спине.
3. Плавание с пенопластовой доской при помощи движения ног
способом кроль на груди.
4. Плавание произвольным способом.
Тест обучения плаванию 6-7 лет
1. Упражнение «Торпеда» на груди или на спине.
2. Плавание кролем на груди в полной координации.
3. Плавание кролем на спине в полной координации.
4. Плавание произвольным способом.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Планирование образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в образовательной области
Цель: Формировать в процессе плавания элементарные технические
навыки у детей, разные виды движений в воде, умению держаться на воде в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями через
подвижные игры и упражнения, а также развитие физических и моральноволевых качеств.
2.2.Первый год обучения.
Календарно-тематический план работы по плаванию
Младшая группа 3-4 года
Месяц

Неделя
I Неделя

Задачи
1. Познакомить детей с помещением бассейна, правилами поведения в нем.
2. Формировать умения производить энергичный выдох ртом.
3. Вызвать интерес к занятиям по плаванию

Сентябрь

II Неделя

1 .Познакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать ориентировку в пространстве бассейна. 3.Воспитывать интерес к
водной среде

III Неделя 1. Формировать умение передвигаться, не толкаясь и не мешая друг другу.
2. Развивать координацию движений.
3. Вызвать желание заниматься плаванием.

IV Неделя 1. Упражнять в передвижении шагом и бегом в разных направлениях.
2. Развивать равновесие, координацию движений.
3. Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

I Неделя

1. Формировать умение самостоятельно раздеваться, мыться под душем, вытираться,
одеваться.
2. Развивать умение самостоятельно подниматься и спускаться по ступенькам в
бассейн.
3. Воспитывать чувство уверенности.

II Неделя

1. Формировать умение передвигаться в воде шагом и бегом в разных направлениях,
преодолевая сопротивление воды.

Октя
б рь

2. Развивать умение самостоятельно входить в воду, погружаться, не боясь брызг.
3.Воспитывать чувство радости от игр в водной среде.

III Неделя 1. Упражнять в ходьбе от одного бортика к другому самостоятельно, не держась
друг за друга.
2. Развивать умение двигаться в разных направлениях, убыстряя или замедляя темп.
3. Воспитывать интерес к играм с плавающими игрушками

IV Неделя 1. Продолжать упражнять передвигаться в воде в разных направлениях, погружаться
в воду, не боясь брызг.
2. Развивать умение переходить от одного бортика к другому, энергично
разгребая воду руками.
3. Воспитывать чувство уверенности при выполнении упражнений в воде.

I Неделя

1. Формировать умение принимать горизонтальное положение в воде, опираясь на
руки.
2. Развивать чувство равновесия при передвижении в воде шагом, бегом, прыжками.
3. Воспитывать умение действовать по сигналу.

II Неделя

1. Упражнять в погружении лица в воду с задержкой дыхания.

Ноябрь

2.Развивать умение выполнять разные виды движений в воде в разных
направлениях.
3. Воспитывать интерес к занятиям в воде.

III Неделя 1.Выявить итоговый результат освоения детьми основной образовательной
программы.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт детей через игровые упражнения.
3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию.

IV Неделя

1. Упражнять в погружении в воду с головой, задерживая дыхание.

2. Развивать умение принимать горизонтально положение в воде, опираясь на руки.
3. Воспитывать радость от совместных игр в воде

I Неделя

1. Упражнять в передвижении по дну бассейна в горизонтальном положении с
упором на руки.
2. Развивать умение передвигаться на разной глубине, меняя направление.

Декабрь

3. Воспитывать желание активно выполнять упражнения, не боясь воды.

II Неделя

1. Формировать умения выполнять движения руками в воде делая выдох в воду.

2. Развивать умения погружаться в воду с головой с задержкой дыхания.
3. Воспитывать интерес к упражнениям в воде.

III Неделя 1. Упражнять в выполнении движений ног на груди с опорой на прямые руки.
2. Развивать умения передвигаться на разной глубине меняя направление.
3. Воспитывать радость от совместных игр.

IV Неделя

1. Упражнять в погружении в воду с головой с задержкой дыхания.

2. Развивать умения выполнять гребковые движения руками в воде.
3. Воспитывать уверенность в своих силах

I Неделя

1. Формировать умения всплывать и лежать на воде.

Январь

2. Развивать умения ориентироваться в воде.
3. Воспитывать желание заниматься плаванием.

II Неделя

1. Упражнять погружение в воду с выдохом.

2. Развивать умения выполнять гребковые движения руками в воде.
3. Воспитывать уверенность при передвижении в воде.

III Неделя

1. Упражнять в открывании глаз под водой.

2. Развивать умение скользить с надувным кругом или плавательной доской.

3. Воспитывать интерес занятием по плаванию

IV Неделя

1. Упражнять в гребковых движениях руками в воде.
2. Развивать умение действовать по сигналу, выполнять движения согласованно.

3. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений.

I Неделя

1. Упражнять в умении открывать глаза под водой.

2. Развивать умение двигать прямыми ногами с опорой на плавательную доску.
3. Воспитывать активность при выполнении упражнений.

Февраль

II Неделя

1. Упражнять скольжение на груди с опорой на доску.

2. Развивать умение выполнять движения руками и ногами в воде.
3. Воспитывать интерес к упражнениям в воде.

III Неделя

1. Формировать умения всплывать и лежать на воде.

2. Развивать умение делать энергичный выдох в воду.
3. Воспитывать желание заниматься плаванием.

IV Неделя

1. Упражнять в скольжении на груди с опорой на плавательную доску.

2. Развивать умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания.
3. Воспитывать чувство радости от действий в воде.

I Неделя

1. Формировать умение скользить на спине с предметом в руках.

2. Развивать умение всплывать и лежать на воде.
3. Воспитывать самостоятельность и активность при передвижении в воде.

II Неделя

1. Упражнять в выполнении продолжительного выдоха в воду.

Март

2. Развивать умение действовать по сигналу.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений в воде.

III Неделя

1. Упражнять в погружении в воде с головой с задержкой дыхания.

2. Развивать умение ориентироваться в воде.
3. Воспитывать интерес к действиям в воде.

IV Неделя

1. Упражнять в выполнении движений прямыми ногами, держась за доску.

2. Развивать умение скользить на груди с предметом в руках.
3. Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

I Неделя

1. Упражнять в скольжении по поверхности воды, отталкиваясь двумя ногами.

2. Развивать умение выполнять движения в быстром и медленном темпе.
3. Воспитывать активность при передвижении в воде.

II Неделя

1. Формировать умение всплывать и лежать на воде.

Апрель

2.Развивать умения делать энергичный выдох в воду.
3. Воспитывать уверенность при выполнении упражнений на воде.

III Неделя 1.Выявить итоговый результат освоения детьми основной образовательной
программы.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт детей через игровые упражнения.
3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию

IV Неделя

1. Упражнять в передвижении по воде в разных направлениях.

2. Развивать умение действовать по сигналу.
3. Воспитывать чувство радости от занятий в воде.

I Неделя

1. Упражнять в выполнении энергичного толчка двумя ногами.
2. Развивать ловкость, координацию движений
3. Воспитывать интерес к занятиям плаванием.

II Неделя

1.Упражнять в выполнении маховых движений ног при скольжении на груди с
предметом в руках.

Май

2.Развивать умение ориентироваться в воде.
3.Воспитывать интерес к упражнениям в воде.

III Неделя 1. Упражнять в погружении в воду с головой с задержкой дыхания.
2. Развивать умение действовать по сигналу.
3. Воспитывать чувство уверенности на воде

IV Неделя 1.Упражнять в движении рук и ног, преодолевая сопротивление воды. 2.Развивать
ориентировку в пространстве бассейна.
3.Воспитывать организованность при выполнении упражнений.

2.3. Второй год обучения.
Календарно-тематический план работы по плаванию
Средние группы 4-5 лет
Месяц

Неделя
I Неделя

Задачи
1. Повторение правил поведения в бассейне, личной гигиены.
2. Развивать ориентировку в пространстве бассейна.
3. Воспитывать организованность.

Сентябр
ь

II Неделя

1.Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному в разных направлениях.
2. Развивать равновесие при передвижении.
3.Воспитывать активность при выполнении упражнений.

III Неделя 1. Упражнять в выполнении гребковых движений руками и маховых движений
ногами.
2. Развивать умение выполнять глубокий вдох и продолжительный выдох.
3.Воспитывать интерес к занятиям по плаванию

IV Неделя 1. Упражнять в разных способах передвижения со сменой направления. 2.Развивать
умение выполнять движения прямыми ногами, сохраняя горизонтальное положение.
3.Воспитывать активность и самостоятельность на занятиях по плаванию

I Неделя

1. Упражнять в погружении в воду с открытыми глазами, делать энергичный выдох
в воду. 2.Развивать умение действовать по сигналу. 3.Воспитывать интерес к
занятиям в бассейне.

Октябрь

II Неделя

1. Упражнять в разных способах передвижения по воде со сменой направления.
2. Развивать ориентировку в пространстве бассейна.
3. Воспитывать уверенность при выполнении упражнений на воде

III Неделя 1. Упражнять в выполнении вдоха-выдоха в воду, задерживать дыхание.
2. Развивать координацию движений.
3. Воспитывать интерес к совместным действиям.

IV Неделя 1. Упражнять в выполнении гребковых движений руками в воде.

2. Развивать ориентировку в пространстве.
3. Воспитывать доброжелательность друг к другу

I Неделя

1. Закреплять умение делать продолжительный выдох в воду при погружении с
головой.
2. Развивать координацию движений.
3. Воспитывать самостоятельность, выдержку.

Ноябрь

II Неделя

1. Упражнять в погружении в воду с открытыми глазами, отыскивая предметы.
2. Развивать ориентировку в пространстве.
3. Воспитывать уверенность в своих силах

III Неделя 1.Выявить итоговый результат освоения детьми основной образовательной
программы.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт детей через игровые упражнения.
3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию

IV Неделя 1. Упражнять в выполнении энергичного толчка двумя ногами в скольжении.
2. Развивать умение скользить по поверхности воды, сохраняя горизонтальное
положение тела.
3. Воспитывать интерес к занятиям по плаванию

I Неделя

1. Упражнять в скольжении на груди.
2. Развивать умение ориентироваться под водой.
3. Воспитывать уверенность в своих силах

Декабрь

II Неделя

1. Упражнять в передвижении в воде в разных направлениях, не мешая друг другу.
2. Развивать силу толчка, координацию движений.
3. Воспитывать интерес к плавательным упражнениям

III Неделя 1. Упражнять в скольжении с предметом в руках, выполняя маховые движения
ногами.
2. Развивать умение всплывать и лежать на воде.
3. Воспитывать активность, самостоятельность

IV Неделя 1. Упражнять в умении всплывать и лежать на воде.
2. Развивать умение скользить по воде с предметом в руках.
3. Воспитывать уверенность при выполнении упражнений на воде

I Неделя

1. Упражнять в погружении в воду с головой.
2. Развивать умение выполнять выдох в воду в горизонтальном положении тела.
3. Воспитывать желание научиться плавать.

Январь

II Неделя

1. Упражнять в скольжении на груди в сочетании с движениями ног.
2. Развивать умение задерживать дыхание под водой.
3. Воспитывать уверенность при передвижении в воде

III Неделя 1. Упражнять в открывании глаз под водой.
2. Развивать умение скользить на груди с предметом в руках.
3. Воспитывать интерес занятием по плаванию

IV Неделя 1. Упражнять в гребковых движениях руками в воде.
2. Развивать умение действовать по сигналу, выполнять движения согласованно.

3. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений.

I Неделя

1. Упражнять в умении открывать глаза под водой.

2. Развивать умение задерживать дыхание при погружении в воду.
3. Воспитывать активность при выполнении упражнений.

Февраль

II Неделя

1. Упражнять скольжение на груди с опорой на доску.

2. Развивать умение выполнять движения руками и ногами в воде.
3. Воспитывать интерес к упражнениям в воде.

III Неделя

1. Формировать умения всплывать и лежать на воде.

2. Развивать умение делать энергичный выдох в воду.
3. Воспитывать желание заниматься плаванием.

IV Неделя

1. Упражнять в скольжении на груди с опорой на плавательную доску.

2. Развивать умение погружаться в воду с головой с задержкой дыхания.
3. Воспитывать чувство радости от действий в воде.

I Неделя

1. Формировать умение выполнять гребковые движения руками.

2. Развивать умение всплывать и лежать на воде.
3. Воспитывать самостоятельность и активность при передвижении в воде

II Неделя

1. Упражнять в выполнении продолжительного выдоха в воду.

Март

2. Развивать умение действовать по сигналу. 3
. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений в воде.

III Неделя

1. Упражнять в погружении в воде с головой с задержкой дыхания.

2. Развивать умение ориентироваться в воде.
3. Воспитывать интерес к действиям в воде

IV Неделя

1. Упражнять в выполнении движений прямыми ногами, держась за доску.

2. Развивать умение скользить на груди с предметом в руках.
3. Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

I Неделя

1. Упражнять в скольжении по поверхности воды, отталкиваясь двумя ногами.

2. Развивать умение выполнять движения в быстром и медленном темпе.
3. Воспитывать активность при передвижении в воде.

II Неделя

1. Формировать умение всплывать и лежать на воде.

Апрель

2.Развивать умение делать энергичный выдох в воду.
3. Воспитывать уверенность при выполнении упражнений на воде.

III Неделя 1.Выявить итоговый результат освоения детьми основной образовательной
программы.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт детей через игровые упражнения.

3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию

IV Неделя

1. Упражнять в передвижении по воде в разных направлениях.

2. Развивать умение действовать по сигналу.

Май

3. Воспитывать чувство радости от занятий в воде

I Неделя

1. Упражнять в выполнении энергичного толчка двумя ногами.

2. Развивать ловкость, координацию движений
3. Воспитывать интерес к занятиям плаванием.

II Неделя

1.Упражнять в выполнении маховых движений ног при скольжении на груди с
предметом в руках.
2.Развивать умение ориентироваться в воде.
3.Воспитывать интерес к упражнениям в воде

III Неделя 1. Упражнять в погружении в воду с головой с задержкой дыхания.
2. Развивать умение действовать по сигналу.
3. Воспитывать чувство уверенности на воде.

IV Неделя 1.Упражнять в движении рук и ног, преодолевая сопротивление воды. 2.Развивать
ориентировку в пространстве бассейна.
3.Воспитывать организованность при выполнении упражнений.

2.4. Третий год обучения.
Календарно-тематический план работы по плаванию
Старшие группы 5-6 лет
Месяц

Неделя
I Неделя

Задачи
1. Закреплять знания о правилах поведения в бассейне и на воде.
2. Развивать умение группироваться из исходного положения стоя.

Сент
я
брь

3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию.

II Неделя

1 .Познакомить детей с видами плавания.
2 .Развивать потребность в двигательной активности.
3. Воспитывать интерес к занятиям по плаванию.

III Неделя

1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Формировать умение двигать ногами способом кроль.
3. Воспитывать любознательность.

IV Неделя

1. Продолжать знакомить детей с видами плавания, закреплять термины кроль на
груди, кроль на спине.
2. Формировать умение двигать ногами способом кроль.
3. Воспитывать интерес к двигательной деятельности.

I Неделя

1. Продолжать упражнять в выполнении движений ног кролем на груди.
2. Формировать умение задерживать дыхание по сигналу.
3. Воспитывать желание научиться плавать.

II Неделя

1. Продолжать формировать умение двигать ногами способом кроль на груди.
2. Формировать умение двигать руками способом кроль на груди. 3.Воспитывать
стремление качественно выполнять упражнения.

О
кт
яб
р

III Неделя

1. Продолжать упражнять в выполнении движений рук способом кроль на груди.
2. Формировать умение двигать ногами способом кроль на груди с выдохом.
3. Воспитывать настойчивость при выполнении движений.

IV Неделя

1. Упражнять в выполнении движений рук способом кроль на спине. 2.
Формировать умение двигать ногами способом кроль на спине. 3. Воспитывать

Апрель

Март

Февраль

IV Неделя

1. Формировать умение выполнять поворот при плавании на спине.

2. Упражнять в умении согласовывать движения ног, рук и дыхания при
плавании кролем на спине.
3. Воспитывать чувство уверенности на воде.

I Неделя
II Неделя

1. Продолжать формировать умение выполнять поворот при плавании на спине.
2. Продолжать упражнять согласовывать движения ног, рук и дыхания при

Май

плавании кролем.
3. Воспитывать стремление научиться плавать

III Неделя
IV Неделя

1. Закреплять умение погружаться в воду с открытыми глазами.
2. Закреплять умение задерживать дыхание по сигналу.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2.5. Четвертый год обучения.
Календарно-тематический план работы по плаванию
Подготовительная группа 6-7 лет
Месяц

Неделя
I Неделя

Задачи
1. Закреплять знания о правилах поведения на воде.
2. Развивать умение двигать ногами способом кроль на груди.
3. Воспитывать активность, самостоятельность.

Сентябрь

II Неделя

1. Упражнять группироваться из разных исходных положений.
2. Развивать умение двигать ногами способом кроль на спине.
3. Воспитывать настойчивость.

III Неделя

1. Упражнять в задержке дыхания по сигналу.
2. Развивать умение двигать руками способом кроль на груди.
3. Воспитывать активность при выполнении упражнений.

IV Неделя

1. Закреплять знания о свойствах воды.
2. Развивать умение двигать руками способом кроль на спине.
3. Воспитывать любознательность на занятиях по плаванию.

I Неделя

1.Продолжать упражнять в движении рук и ног кролем на груди.
2.Закреплять умение свободно передвигаться в разных направлениях.
3.Воспитывать настойчивость при выполнении упражнений.

II Неделя

1.Упражнять в выполнении движений рук кролем на груди.
2.Развивать умение двигать ногами способом кроль на груди.
3.Воспитывать стремление качественно выполнять упражнения.

Октябрь

III Неделя

1. Продолжать упражнять в выполнении движений рук способом кроль на груди.
2. Формировать умение двигать ногами способом кроль на груди с выдохом.
3. Воспитывать настойчивость при выполнении движений.

IV Неделя

1. Упражнять в выполнении движений рук способом кроль на спине.
2. Формировать умение двигать ногами способом кроль на спине.
3. Воспитывать выносливость.

I Неделя

1. Упражнять в плавании брассом при помощи движений ног.
2. Развивать умение плавать дельфином в полной координации.
3. Воспитывать желание научиться плавать.

Февраль

II Неделя

1. Упражнять в плавании дельфином в полной координации.
2. Развивать способность плавать кролем на груди.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений.

III Неделя

1. Упражнять в плавании способом брасс в полной координации.
2. Развивать умение согласовывать движения рук и ног при плавании.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

IV Неделя

1. Упражнять в плавании способом брасс, дельфин в полной координации.
2. Развивать способность сочетать скольжение с выдохом в воду.
3. Воспитывать смелость, настойчивость.

I Неделя

1. Упражнять в выполнении движений рук при плавании кролем на груди.
2. Развивать способность самостоятельно плавать на груди и на спине.
3. Воспитывать желание заниматься плаванием.

II Неделя

1. Формировать умение плавать кролем на груди при помощи движений ног и
дыхания.

Март

2. Развивать способность самостоятельно выбирать способ плавания.
3. Воспитывать чувство уверенности на воде.

III Неделя

1. Формировать умение согласовывать движения ног, рук и дыхания при плавании
кролем на груди, брассом.
2. Упражнять делать выдох в воду с поворотом головы для вдоха.
3. Воспитывать стремление качественно выполнять упражнения

IV Неделя

1. Упражнять в умении согласовывать движения ног, рук и дыхания при плавании
кролем на груди.
2. Развивать способность самостоятельно скользить на груди и на спине.
3. Воспитывать выносливость

I Неделя

1. Упражнять в плавании способом дельфин.

2. Развивать умение плавать под водой.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений.

II Неделя

1. Упражнять в плавании под водой.

2. Развивать способность самостоятельно плавать кролем на груди и на спине.

Апрель

3. Воспитывать активность при плавании.

III Неделя

1. Выявить итоговый результат освоения детьми основной образовательной
программы.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт детей через игровые упражнения.
3. Воспитывать любознательность и активность на занятиях по плаванию

IV Неделя

1. Формировать умение выполнять поворот при плавании на спине.

2. Упражнять в умении согласовывать движения ног, рук и дыхания при
плавании кролем на спине.
3. Воспитывать чувство уверенности на воде

Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация образовательной деятельности по плаванию
Цикл занятий по обучению дошкольников плаванию включает в себя:
для детей 3-4 лет 36 занятия (1 раз в неделю), 4-7 лет 36 занятий в год (1 раз в
неделю).
Образовательная нагрузка в группе распределяется следующим
образом
Возрастная группа

Продолжительность

Кол-во занятий в

Кол-во занятий

занятий

месяц

в год

Младшая группа 3-4 года

15 минут

4

36

Средняя группа 4-5 лет

20 минут

4

36

Старшая группа 5-6 лет

25 минут

4

36

Подготовительная группа 6-7 лет

30минут

4

36

Занятия

по

плаванию

призваны

решать

оздоровительные,

образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья
ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование
опорно-

двигательного

аппарата,

формирование

правильной

осанки,

повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому
образу жизни.
Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных
умений и навыков, развитию физических качеств, формирование знаний о
способах плавания, об оздоровительном воздействии плавания на организм.
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной
культуры, нравственно-волевых качеств: смелости настойчивости, чувства
собственного достоинства.
По структуре любое занятие по плаванию делится на три части:
подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть. Построение занимающихся, выполнение
различных общеразвивающих и подготовительных упражнений, знакомство с
подвижными играми.

Основная

часть.

Изучение

нового

материала,

закрепление

и

совершенствование ранее приобретенных навыков.
Заключительная часть. Снижение физической и эмоциональной
нагрузки.
Свободное плавание, индивидуальная работа, подведение итогов
занятий.
3.2.Материально-технические условия.
Бассейн
Внутренние

расположен в

здании

учреждения на

помещения бассейна спроектированы

в

первом

этаже.

соответствии с

принципом поточности: раздевалка - душ - зал с чашей бассейна. Имеются
туалеты.
Чаша бассейна – длина – 8 м, ширина – 3,1 м, глубина: мелкое место
50 см, глубокое место 70 см.
Паспорт бассейна
Перечень материалов и оборудования:
- Доски для плавания (12),
- круги надувные (4),
- нарукавники (5 пар),
- надувные жилеты (3),
- надувные мячи большие и маленькие (10),
- кораблики (плавающие игрушки) (4),
- камушки (по 20 - 30),
- канат из цветных пробок длинный (1),
- обручи (3),
- гимнастические палки (5),
- гантели (12),
- коррекционная дорожка (2),
- шведская стенка (5 пролетов),
- гимнастические скамейки (2),
- карточки и схемы выполнения упражнений (30),

- игры на развитие дыхания.
3.3. Взаимодействие со специалистами ДОУ.
Воспитатели и инструктор по физической культуре приглашаются на
открытые

занятия, показываются достижения детей,

отмечаются те

движения, для закрепления которых необходима индивидуальная работа с
ребенком (или группой детей).
Инструктор по физической культуре включает необходимые для
закрепления упражнения в физкультурные занятия и комплекс утренней
гимнастики.
В течение года принимается активное участие в методической работе:
проводятся консультации и игры-тренинги для педагогов, выступления на
Педагогических советах.
3.4.Взаимодействие с родителями воспитанников.
Очень важна работа с родителями воспитанников, ведь от их
заинтересованности успехами ребенка в плавании может зависеть как его
жизнь и здоровье, так и возможно спортивное будущее. С этой целью
проводятся родительские собрания в группах, говорится о важности
обучения плаванию для сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Проводится экскурсии в бассейн, во время которых родители видят условия,
созданные для проведения занятий, яркое оборудование; родители получают
ответы на интересующие их вопросы. В течение года для родителей
выпускаются информационные листы. Так же родители могут получить
информацию на официальном сайте нашего ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».