УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАСПОРТ средней группы «Улыбка» Развивающая предметно - пространственная среда группы Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Развивающей предметнопространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчики, пуфики. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка. Помимо специальных занятий, дети средней группы посещают в свободное время ЦЕНТР природы опытов и экспериментирования. Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе с взрослыми дети сажают и поливают цветы, играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В приемной комнате группы для родителей организуются выставки детского творчества (рисунки и поделки). Развивающая предметно – пространственная среда построена на основе следующих принципов: • принцип открытости (открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»). • гибкого зонирования; • стабильности-динамичности развивающей среды; • полифункциональности; 1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлен стенд с фотографиями, «Вот мы какие», а так же фотоальбом средней группы. 2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметноразвивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин». 4. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование конструкторов, мозаик, физкультурного оборудования (обручи, мячи, скакалки), предметы и игры, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствуют развитию воображения и знаковосимволической функции мышления дошкольников. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к группе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста] Все групповое пространство распределено на несколько центров, способствующих комплексной коррекции и развитию детей: 1. Книжный центр. Зона отдыха. 2. Уголок природы. 3. Центр физического развития. 4. Центр безопасности и ПДД 5. Центр речевого развития 6. Информационно-консультативный центр. 7. Центр конструирования 8. Игровые центры для сюжетно ролевых игр. 9. Игровой центр для мальчиков. 10. Уголок рисования. 11. Театрализованный уголок. 12. Уголок уединения и настроения. 13. Участок для прогулок. 1. Книжный центр. Зона отдыха Книжный уголок прививает детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивает стремление общаться с ней. Книжный центр представляет собой светлый уголок у окна с диваном, двумя креслами и журнальным столом. Рядом полочки для книг, иллюстрациям к сказкам, произведениям, портреты писателей. Книги и иллюстрации обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. 2. Уголок природы Центр природы расположен возле окна. Целью центра является обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начала эстетической культуры. 3. Центр физического развития. Данный центр направлен на развитие и укрепление физических качеств детей — ловкость, меткость, глазомер, быстрота реакции, силовых качеств. Центр так же содержит в себе оборудование изготовленное руками родителей и педагогов. 4. Центр безопасности и ПДД Центр отражает и учит безопасности на дороге (ПДД), дома, на улице и пожарной безопасности, помогает детям ознакомиться с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценность безопасности жизнедеятельности. 5. Центр речевого развития В центре находятся различные игры по развитию речи, логопедические игры и пособия, картинки, оборудование для проведения, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, способствующих развитию мелкой моторики и развитию речи. 6. Информационно - консультативный центр Центр с информацией для педагогов и родителей представлен в виде стенда, оснащен папками передвижками с тематическими подборками, информационными буклетами. Обновляется регулярно согласно актуальным темам. 7. Центр конструирования Занимаясь строительством, дети развивают логическое и пространственное мышление, мелкую и крупную моторику, приобретают социальные навыки. Используя кубики, конструктор дети создают простые постройки, дают им название (башня, гараж), используют постройки в дальнейшей игре, радуются осуществлению своих целей. Развивают сюжет при помощи постройки. 8. Игровые центры для сюжетно-ролевых игр. Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. Игровые моменты в течение дня повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности. Сюжетно-ролевая игра «Кухня». Оборудование: газовая плита, наборы кухонной посуды, набор овощей и фруктов, атрибуты: фартуки, косынки. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Оборудование: медицинские халаты и шапочки, набор доктора. «Аптека»: вата, бинт, лекарства, градусники, мерные ложечки, стаканчики. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Оборудование: куклы крупные, средние и маленькие, одежда для кукол. Кровать и диван, комплект постельных принадлежностей для кукол. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Оборудование: накидка для детей, набор парикмахера: ножницы, фен, расческа, ободки. 9.Игровой центр для мальчиков Строительные материалы разных видов: деревянный, пластмассовый конструктор, машины разных размеров для игры с постройками. Развивают восприятия пространственных свойств объектов, развивает общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, конструктивные умения, использования результатов конструирования в игре. 10.Уголок рисования. Создаёт условия для развития интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, творческих способностей, комплексной коррекции проблем в социальном, личностном, двигательном развитии детей. Оборудование для рисования: альбомы, гуашь, краски, цветные карандаши, восковые карандаши, баночки для воды, трафареты для рисования. Оборудование для лепки: пластилин, стеки, доски на каждого ребёнка. Оборудование для аппликации: клей, кисти для клея, салфетки, цветная бумага, цветной картон, белый картон, гофрированная бумага, ножницы на каждого ребёнка. Нетрадиционная техника рисования: печатки, трубочки. 11. Театрализованный уголок. Костюмы по мотивам русских народных сказках, русские народные сарафаны, платки, атрибуты к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Три медведя». Театр настольный по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок». Пальчиковый театр. Театр на магнитах русская народная сказка «Репка», «Курочка Ряба». 12. Уголок уединения и настроения + сенсорика. Основное занятие детей, приносящее удовольствие — это игра. Соответственно, чтобы иметь хорошее настроение, ребёнок должен быть чемто занят. Для этого мы изготовили место, куда дети идут с радостью.Дидактический материал: игра ПДД.Игры по сенсорному воспитанию И многие другие. Оборудование и материалы для исследовательской экспериментальной и практической деятельности: фартуки, лопатки, грабли, приборы-помощники: увеличительные стекла, магниты. Разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная. Емкости с различными камнями, песком. Оборудование и принадлежности для игр с водой и песком. Программно-методическое обеспечение. 1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —Москва, Мозаика - Синтез, 2015г. Методические пособия 1) Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3— 7 лет), МозаикаСинтез, Москва, 2015г. • 2) Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. --М.; Мозаика- Синтез, 2010 (ЭОР); З) Воронкевич АО. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего возраста. — СПб: «Детство-пресс»; 2002; 4) Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие-М., Центр педагогического образования, 2009. 5) Крашенинников Е.А. Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. —М.: Мозаикасинтез, 2014; 6) Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5 лет), МозаикаСинтез, Москва, 2015г., 7) Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2014г.; 8) Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2015г. 9) Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений. Средняя группа (4-5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2009г. • 10) Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет), МозаикаСинтез, Москва, 2014г.; 11) Карпухина НА. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин СС, 2009; 12) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). Мозаика-Синтез, Москва, 2014г.; 13) Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4—5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2014; 14) Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. Мозаика-Синтез, 2016г., 15) Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2015г. 16) Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3—7 лет, Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.; 17) Степаненкова Э. Я., Сборник подвюкных игр / Автор сост. МозаикаСинтез, 2015г. • 18) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир» 2012г. • 19) Волков Б.С. Волкова НВ. Учим общаться детей 3-7 лет методическое пособие. М.: ТЦ 2014; 20) Веракса Н.Е., Галимов ОР. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: мозаикасинтез,2014; 21) Пензулаева ЛИ. «Физкультурные занятия в детском саду», М. :2009 г. 22) Дыбина О-В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2013; 23) Шарыгина Тема беседы о правилах пожарной безопасности. —М : ТЦ Сфера, 2014; 24) Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3—7 лет», Мозаика-Синтез, Москва, 2010; 25) Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3—7 лет), Мозаика-Синтез, Москва, 2015г.; Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Средняя группа (4-5 лет) / Ред.-сост. А. А. Бывшева Наименование комнаты Групповая комната Технические характеристики (Необходимая площадь по СанПиН (м2 )) Окна: 4 штуки. Пол: линолеум, ковровое Покрытие. Освещение: 8 ламп. Спальная комната Окна: 2 штуки. Освещение: 4 лампы. Пол: линолеум. Приемная Пол: линолеум, ковровое Покрытие. Пол: плитка, кафель. Окно: 1 штука. Туалетная комната Прогулочный участок Оборудование Стулья: 21 штука. Доска: 1 штука Шкафы - стенка «Горка»: 1 штука. Стол журнальный: 1 штука. Столы детские регулируемые: 8 штук. Стол для творчества: 1 штука. Стеллаж для цветов: 1 штука. Диван детский: 1 штука. Кресла детские: 2 штуки. Тумбы: 2 штуки Мольберт: 1 штука Мебель «Парикмахерская: 1 штука. Мебель «Кухня»: 1 штука. Мебель «Спортивный уголок»: 1 штука. Стол для игры машинками: 1 штука. Мебель «Магазин»: 1 штука. Кровать двухъярусная 11 штук. Шифоньер 1 штука Стол письменный: 1 штука Стулья взрослые мягкие: 2 штуки. Шкаф 11-секционный: 2 штуки. Стол деревянный: 1 штука. Скамейки: 2 штуки. Унитаз: 3 штуки. Раковина: 4 штуки маленькие, 1 штука большая. Шкафы для полотенец: 2 штуки. Шкаф для инвентаря: 1 штука. Домик: 1 штука. Песочница: 1 штука. Машина: 1 штука. Горка: 1 штука. Счеты: 1 штука. Цветник: 2 штуки. Веранда: 1 штука. 13. Участок нашей группы оснащен новым оборудованием, а также созданы объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое и игровое. Игровые постройки на участке ориентированы соответственно возрасту и не только активизируют двигательную активность воспитанников, но и способствуют развитию креативности в игре, расширению кругозора, формированию социальных навыков.