Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Гнездышко» Нижнетуринского городского округа ПРИНЯТО: педагогическим советом МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко» _____________ / _____________ Протокол № _____ «____»__________2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «ЦРР-д/с «Гнездышко» ____________Н.С. Савинова Приказ №_____ «____» __________2023 г. Дополнительная развивающая образовательная программа «Дошкольник и компьютер» для детей дошкольного возраста 5-7 лет Срок реализации программы 2 года Разработчик: Педагог-психолог ВКК Ходыкина О.А. Нижняя Тура 2023 г. 2 Содержание Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты освоения программы Принципы и подходы к формированию программы Средства обучения Возрастные и индивидуальные особенности детей Перспективный план работы (1 год обучения) Перспективный план работы (2 год обучения) Список использованных источников 3 4 6 6 7 7 9 17 27 3 Пояснительная записка Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения разнообразных задач деятельности становятся в наши дни необходимыми каждому человеку независимо от возраста и рода занятий. Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, одна из главных задач которого - заложить потенциал развития личности ребенка. Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития личности. Современное общество живет в потоке информации, который каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. Приобщение ребенка к компьютеру уже в дошкольном образовательном учреждении, имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего обучения в школе, облегчая дальнейшую социализацию ребенка и его адаптацию в мире информации. Будущее наших детей - это информационное общество. Если сегодня ещё есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то завтра неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. Информационная подготовка детей – инновационное и востребованное направление работы дошкольного образовательного учреждения, приближающее его к жизни и запросам общества, делающих ДОУ современным. В свете актуальных Государственных программ развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования. Информатика является одной из дисциплин, способствующих формированию когнитивных и креативных способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по введению в информатику и приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации всех сторон жизни. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что с поступлением в школу ребенок должен будет активно применять вычислительную технику. Поэтому необходимо готовить его к предстоящему взаимодействию с этой техникой и образовательными информационными технологиями в школе. Даная рабочая программа описывает курс начальной компьютерной подготовки детей старшего дошкольного возраста. Программа носит инновационный характер, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы дошкольника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в игровую деятельность ребенка. Она основывается на научных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности дошкольника, изучении специфики развития их 4 мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной игровой и учебной деятельности. Программа адаптирована к возрастным особенностям детей и ориентирована: на знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами; основными приемами работы с компьютером; на отработку навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, анализ информации, управление мышью и клавиатурой); на развитие логического и комбинаторного мышления, внимания, памяти. Программа разработана с учетом нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями); СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28); Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Устав МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко». Цель программы состоит в пропедевтике1 основных понятий информатики, формировании основ информационной культуры детей, развитие интеллекта, творческих способностей детей, формирование интеллектуальной и операциональной готовности к использованию информационных технологий в игровой и образовательной деятельности, подготовке к дальнейшему обучению в школе. Задачи программы: 1. Формирование начальных навыков работы с персональным компьютером: а) дать необходимые знания, обеспечивающие возможность работы на компьютере; б) сформировать основные умения, необходимые в работе с компьютером; в) формировать правильное отношение к компьютеру: компьютер - сложное техническое устройство, созданное человеком, помогающее в учебе и в труде, отдыхе; г) показать ребенку его собственные возможности в управлении компьютером. 2. Закрепление и расширение знаний и умений детей по основным разделам комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении. _______________ 1 ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. propaideuo — предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. 5 3. Развитие психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. 4. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них. 5. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек компьютер». 6. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам. Эффективность обучения основам информатики на пропедевтическом этапе зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя не только в информатике, но и в психологии и педагогике дошкольного воспитания и обучения. Как известно, в период дошкольного детства происходит бурное развитие интеллектуальных способностей ребёнка, его психических функций, закладывается база познавательных возможностей. Данное обстоятельство диктует необходимость такого построения курса, в котором акцент делался бы на развитие детей, а также формировались бы предпосылки их успешной подготовки к дальнейшему обучению и развитию. В связи с этим, важнейшими задачами занятий по данной программе являются: первоначальное знакомство с компьютерной техникой; формирование элементов информационной культуры в процессе организации компьютерной и традиционной игровой деятельности; развитие наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления, произвольного внимания, памяти; совершенствование моторно-двигательных навыков мелких мышц рук; развитие пространственной ориентации, трехмерного мышления; формирование умения ориентироваться в символических изображениях; развитие творческих способностей; развитие речи, обогащение словарного запаса; формирование познавательной активности; подготовка к дальнейшему обучению информатике в начальной школе. Программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет (старшая и подготовительная группы детского сада). Программа рассчитана на 72 учебных занятия (по 36 часов в год), предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность учебного занятия зависит от возрастной группы и составляет: в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут. Занятия с детьми проводятся один раз в день не более двух раз в 6 неделю по подгруппам в количестве 4 человек. Домашние задания детям не задаются. Планируемые результаты освоения Программы К концу периода обучения по Программе, дошкольник должен знать: правила работы с компьютером, организацию рабочего места и технику безопасности при пользовании ПК; название и функциональное назначение основных устройств компьютера. К концу периода обучения по Программе, дошкольник должен уметь: пользоваться мышкой, ориентироваться на экране монитора; самостоятельно запускать компьютер и программы; воспринимать и анализировать информацию с экрана, выполнять игровые задания. Принципы и подходы к формированию Программы Принцип развивающего обучения: педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям. Принцип воспитывающего обучения: важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание). Принцип систематичности и последовательности обучения: устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций. Принцип доступности: содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. Принципа интеграции: использовать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников. Принцип индивидуализации: на каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации: ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп. В роли советчика, сотоварища ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя. Принцип связи с жизнью: педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи. 7 Отличительная особенность программы «Дошкольник и компьютер» состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: вводная беседа, компьютерная игра, дидактические игры и другие. На занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к оборудованию, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. Средства обучения. 1. Комплект оборудования для компьютерного кабинета. 2. Рабочее место дошкольника. 3. Обучающие и развивающие компьютерные программы, и игры для детей дошкольного возраста: Компьютер для дошкольников (Е.А.Пиринова, К.С.Левицкая) Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Часть 1,2. (А.С.Пономаренко) Занимательные уроки. Подготовка к школе. (А.С.Пономаренко) Игры для маленького гения (ООО Издательство «Экзамен») Лунтик учит буквы. Лунтик. Русский язык для малышей. Лунтик учит цифры. Лунтик. Математика для малышей. Лунтик. Тренируем память и внимание. Лунтик. Развивающие задания для дошкольников и первоклашек. Возрастные и индивидуальные особенности детей Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Характерной особенностью этого возраста является интенсивное развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Внимание. В процессе занятий на компьютере, у дошкольников улучшается память и внимание. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, дошкольники запоминают тот или иной материал не осознанно. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Память. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психической деятельности. Мышление. Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления, начинает формироваться словесно-логическое мышление. Это способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, навыков сравнения, обобщения, классификации. 8 Воображение. Развитию творческого воображения способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и необычность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи увеличивается активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики. В играх, от самых простых до сложных, необходимо научиться выполнять пальцами определенные точные движения, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей. 9 № п/п месяц Перспективный план работы по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютеров (1 год обучения) сентябрь 1 2 3 4 октябрь 5 6 7 8 Тема занятия Знакомство с компьютерным классом. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Программное содержание Показать детям компьютерный класс. Познакомить с основными правилами поведения в компьютерном классе. Обзорно познакомить детей с необычным миром компьютерной техники. Просмотр видеоролика об истории появления компьютеров (на одном компьютере или на мультимедийном экране). Занятие проводится в виде экскурсии для всей возрастной группы детей одновременно. Для чего нужен компьютер, где Вводная беседа о назначении компьютера, о используется компьютер. многообразии способов его применения и широкой распространенности в жизни людей. Просмотр ознакомительного видеоролика. Игра «Найди лишнее». Правила работы с Просмотр обучающего видеоролика о правилах компьютером. поведения и требованиях безопасности при работе с компьютером. Беседа о правилах поведения с постановкой проблемных вопросов (например, почему нельзя кушать на компьютерном столе или почему нельзя самому трогать и переключать провода сзади компьютера?). Игра «Формы». Учимся включать и выключать Учить детей правильно включать и выключать компьютер. компьютер. Просмотр обучающего видеоролика. Игра «Цвета». Итого занятий в месяц: 4 Из чего состоит компьютер. Познакомить детей с основными частями компьютера. Что подключают к компьютеру. Обратить внимание, для чего нужны процессор, Игра «Собираем компьютер». монитор, клавиатура, мышь, колонки. Рассказать о дополнительных устройствах, подключаемых к компьютеру. Просмотр обучающих видеороликов. Игра «Собираем компьютер». Знакомство с мышью. Рассматривание мышки. Вводная беседа об этом Одинарный щелчок. устройстве для ввода информации в компьютер, способах управления ею. Просмотр обучающего видеоролика. Работа с мышью - игра «Животные». Двойной щелчок. Беседа о мыши как устройстве для ввода информации Перетягивание. в компьютер, способах управления ею. Игра «Лопни шарик». Игры «Лужайка», «Собери игрушки». Знакомство с рабочим столом. Просмотр обучающего видеоролика. Беседа для Игра «Найди лишнее». закрепления понятий рабочий стол, папки, файлы, кнопка Пуск, корзина и других элементов рабочего стола. Упражнения на закрепление навыков работы с основными элементами рабочего стола (перетаскивание ярлыка по рабочему столу, удаление файлов в корзину и т.п.). Игра «Найди лишнее». Итого занятий в месяц: 4 10 Знакомство с клавиатурой. Рассматривание клавиатуры. Беседа об этом устройстве для ввода информации в компьютер. Просмотр обучающего видеоролика. Игры «Цифры», «Счёт». Обобщающее занятие: «Расскажем Лунтику, что мы узнали!?». Обобщающая беседа о компьютерах (из чего состоит, области применения). Загадки про компьютер. Игры «Буквы», «Читаем сами». Занятие проходит с участием персонажа (мягкая игрушка Лунтик), который в конце занятия дарит детям диски с развивающими играми из серии «Лунтик». 9 декабрь ноябрь 10 Комплексное занятие для развития интеллекта №1 (диск 1): - Раскрась все треугольники. - Последовательность из двух 11 элементов. - Раскрась бабочку по памяти. - Кубики. - Коврики. Развивающая игра «Делаем пирожные с Пчелёнком». Дифференциация геометрических фигур на рисунке. Развитие логического мышления. Развитие памяти, цветовосприятия. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие пространственного мышления. Развитие внимания. Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №2 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Вазы. Развитие пространственного и логического мышления. - Последовательность из двух Развитие логического мышления. элементов. Развитие логического мышления и внимания. 12 - Автобус со зверятами. - Кубики. - Найди такой же предмет, как на образце. Развивающая игра «Что здесь лишнее?» Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №3 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Найди недостающую часть Развитие пространственного и логического мышления. квадрата. Развитие логического мышления. - Последовательность из двух Развитие художественных способностей, умения 13 элементов. действовать по образцу. - Заполни таблицу по памяти. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Раскрась красиво бабочку». январь 11 Комплексное занятие для развития интеллекта №4 (диск 1): - Продолжи узор. - Последовательность из двух 14 элементов. - Домик с окошками. - Кубики. - Змея. Развивающая игра «Собери картинку». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие пространственного воображения, логического мышления. Комплексное занятие для развития интеллекта №5 (диск 1): - Раскрась все треугольники. - Последовательность из двух элементов. 15 - Раскрась птичку по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Что спрятал Вупсень?». Дифференциация геометрических фигур на рисунке. Развитие логического мышления. Развитие памяти, цветовосприятия. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Развитие памяти, внимания. Комплексное занятие для развития интеллекта №6 (диск 1): - Ёлочные шары. - Последовательность из двух 16 элементов. - Поезд с детьми. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №7 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Найди недостающую часть Развитие пространственного и логического мышления. квадрата. Развитие внимания, пространственного и логического - Последовательность из двух мышления. 17 элементов. Развитие памяти, произвольного внимания. - Заполни таблицу по памяти. - Кубики. - Улитка. Развивающая игра «Помоги бабе Капе разложить фрукты в буфете». февраль 12 Комплексное занятие для развития интеллекта №8 (диск 1): - Раскрась картинку по образцу. - Последовательность из двух элементов. 18 - Домик с окошками. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Съедобное - несъедобное». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Развитие быстроты реакции, мышления. Комплексное занятие для развития интеллекта №9 (диск 1): - Тарелки. - Последовательность из двух 19 элементов. - Раскрась жука по памяти. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Разложи самоцветы в корзины» Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Развитие внимания. Комплексное занятие для развития интеллекта №10 (диск 1): - Найди недостающую часть квадрата. - Последовательность из двух 20 элементов. - Заполни таблицу по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №11 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Раскрась картинку по образцу. Развитие пространственного и логического мышления. - Последовательность из двух Развитие логического мышления. 21 элементов. Развитие внимания, быстроты реакции, логического - Домик с окошками. мышления. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Сделай мачту кораблю». март 13 Комплексное занятие для развития интеллекта №12 (диск 1): - Зеркала. - Последовательность из двух элементов. 22 - Раскрась картинку по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Спаси Кузин кораблик». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции. Комплексное занятие для развития интеллекта №13 (диск 1): - Найди недостающую часть круга. - Последовательность из двух 23 элементов. - Заполни таблицу по памяти. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «На что похожи облака?». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Ознакомление с цифрами от 1 до 10, развитие внимания. Комплексное занятие для развития интеллекта №14 (диск 1): - Раскрась картинку по образцу. - Последовательность из двух элементов. 24 - Раскрась зайчика по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных) Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №15 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Раскрась картинку по образцу. Развитие пространственного и логического мышления. - Последовательность из трёх Развитие логического мышления. 25 элементов. Ознакомление с цифрами первого десятка, - Заполни таблицу по памяти. порядковый счёт. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Собери игрушки». апрель 14 Комплексное занятие для развития интеллекта №16 (диск 1): - Мозаика. - Последовательность из трёх элементов. 26 - Раскрась котёнка по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Привези червячков». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Развитие навыков количественного счёта. Комплексное занятие для развития интеллекта №17 (диск 1): - Мозаика. - Последовательность из трёх 27 элементов. - Заполни таблицу по памяти. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Отвези ящики на нужный этаж». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логического мышления. Ознакомление с цифрами, порядковый и обратный счёт. Комплексное занятие для развития интеллекта №18 (диск 1): - Раскрась кораблик по образцу. - Последовательность из трёх элементов. 28 - Раскрась картинку по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных) Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №19 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Раскрась геометрические Развитие пространственного и логического мышления. фигуры. Развитие логического мышления. 29 - Заполни таблицу. Закрепление навыков порядкового счёта, развитие - Заполни таблицу по памяти. внимания. - Кубики. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Поймай все камни». 15 май Комплексное занятие для развития интеллекта №20 (диск 1): - Мозаика. - Заполни таблицу. 30 - Раскрась попугая по памяти. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Тачки для червячков». Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие внимания. Закрепление навыков порядкового счёта. Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №21 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Мозаика. Развитие пространственного и логического мышления. - Заполни таблицу. Развитие внимания. 31 - Заполни таблицу по памяти. Закрепление навыков порядкового счёта, соотнесение - Кубики. количества предметов и числа. - Заполни таблицу. Развивающая игра ««Сундук с драгоценностями». Комплексное занятие для Развитие наглядно-образного мышления. развития интеллекта №22 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Мозаика. Развитие пространственного и логического мышления. - Заполни таблицу. Развитие внимания. 32 - Раскрась клоуна по памяти. Закрепление навыков порядкового счёта. - Кубики. - Найди два одинаковых предмета. Развивающая игра «Разложи жемчужины». Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие памяти. развития интеллекта №23 (диск Развитие логического мышления. 1): Развитие памяти. - Раскрась гусеницу по памяти. Развитие пространственного мышления. - Заполни таблицу. Развитие логического мышления. 33 - Заполни таблицу по памяти. Формирование представления о взаимосвязи - Летающие тарелки. количества предметов и числа. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Посчитай рыбок». 16 Комплексное занятие для развития интеллекта №24 (диск 1): - Бусы. - Заполни таблицу. 34 - Раскрась юлу по памяти. - Мозаика. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Почини таблички с цифрами». Развитие пространственного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного мышления. Развитие логического мышления. Формирование представления эталонного цифр, развитие внимания, памяти. Комплексное занятие для развития интеллекта №25 (диск 1): - Цветы. - Заполни таблицу. 35 - Заполни таблицу по памяти. - Зонтики. - Заполни таблицу. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие пространственного мышления. Развитие логического мышления. Развитие памяти. Развитие пространственного мышления. Развитие логического мышления. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итоговое занятие «Чему мы 36 научились?» Закрепление знаний и умений, приобретённых в течение учебного года. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 образа 17 № п/п месяц Перспективный план работы по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютеров (2 год обучения) сентябрь 1 2 3 Тема занятия Встреча с компьютерным классом. Правила поведения в компьютерном классе. Правила работы с компьютером. Комплексное занятие для развития интеллекта №1 (диск 2): - Фабрика. - Игра с двумя обручами. - Наложение фигур. - Поиск заданной последовательности. - Последовательность из 2 элементов. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Драгоценные ожерелья для бабочек». Комплексное занятие для развития интеллекта №2 (диск 2): - Фабрика. - Игра с двумя обручами. - Наложение фигур. - Поиск заданной последовательности. - Последовательность из 2 элементов. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Помоги гусенице примерять крылья». Программное содержание Напомнить детям основные правила поведения в компьютерном классе. Просмотр обучающего видеоролика о правилах поведения и требованиях безопасности при работе с компьютером. Беседа о правилах поведения с постановкой проблемных вопросов (например, почему нельзя долго сидеть перед компьютером или наклоняться к самому монитору?). Рассматривание и обсуждение альбома «Правила работы с компьютером». Занятие проводится фронтально с участием персонажа (мягкая игрушка Лунтик). Развитие произвольного внимания и умения действовать по заданному правилу. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления, произвольного внимания. Развитие логического и пространственного мышления. Развитие внимания, логического и пространственного мышления. Развитие произвольного внимания и умения действовать по заданному правилу. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления, произвольного внимания. Развитие логического и пространственного мышления. Развитие внимания, памяти, образного мышления. 18 4 октябрь 5 6 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №4 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 2 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие внимания. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Угадай, у какой бабочки мяч». Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №5 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 2 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие произвольного внимания, памяти. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Кузины фокусы». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №7 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 2 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие навыков порядкового счёта, внимания, - Заполни таблицу. мышления. Развивающая игра «Лопни шарики с цифрами». 19 7 ноябрь 8 9 Комплексное занятие для развития интеллекта №8 (диск 2): - Фабрика. - Игра с двумя обручами. - Наложение фигур. - Поиск заданной последовательности. - Последовательность из 3 элементов. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Играем в дартс с Пчелёнком и Кузей». Развитие произвольного внимания и умения действовать по заданному правилу. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления, произвольного внимания. Развитие логического и пространственного мышления. Развитие навыков количественного счёта, внимания, математических навыков. Комплексное занятие для развития интеллекта №9 (диск 2): - Фабрика. - Игра с двумя обручами. - Наложение фигур. - Поиск заданной последовательности. - Последовательность из 3 элементов. - Заполни таблицу. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие произвольного внимания и умения действовать по заданному правилу. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления, произвольного внимания. Развитие логического и пространственного мышления. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №10 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 3 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие навыков количественного счёта, внимания, - Заполни таблицу. математических навыков. Развивающая игра «Помоги тёте Моте прогнать диких рыбок». 20 10 11 декабрь 12 13 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №11 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 3 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие математических навыков, умения - Заполни таблицу. производить операции с числами первого десятка. Развивающая игра «Реши примеры с тётей Мотей». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №12 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 3 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Развитие навыков решения примеров на сложение. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Рубашки для жуков». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №14 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Последовательность из 3 Развитие логического и пространственного мышления. элементов. Закрепление полученных знаний и умений. - Заполни таблицу. Совершенствование навыков работы с компьютером. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №15 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Развитие навыков решения примеров на вычитание. Развивающая игра «Сортируем ткань с пауком Шнюком». 21 14 15 январь 16 17 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №16 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Ознакомление с буквами русского алфавита. Развивающая игра «Пушистые одуванчики». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №17 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Ознакомление с буквами русского алфавита. Развивающая игра «Ревизия ульев». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №18 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Закрепление полученных знаний и умений. Развивающая игра по выбору Совершенствование навыков работы с компьютером. ребёнка (из ранее пройденных). Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №19 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Ознакомление с буквами русского алфавита, развитие Развивающая игра «Роса из памяти. колокольчиков». 22 18 19 февраль 20 21 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №20 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Ознакомление с буквами русского алфавита, развитие Развивающая игра «Помоги памяти. Шершуле развесить бельё». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №21 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Повторение букв русского алфавита, подготовка к Развивающая игра «Повтори обучению чтению. буквы с Лунтиком». Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №22 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Закрепление полученных знаний и умений. Развивающая игра по выбору Совершенствование навыков работы с компьютером. ребёнка (из ранее пройденных). Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Развитие произвольного внимания и умения развития интеллекта №24 (диск действовать по заданному правилу. 2): Развитие наглядно-образного и логического - Фабрика. мышления, внимания. - Игра с двумя обручами. Развитие наглядно-образного мышления. - Наложение фигур. Развитие произвольного внимания. - Поиск заданной Развитие логического мышления, произвольного последовательности. внимания. - Логическая таблица. Развитие логического и пространственного мышления. - Заполни таблицу. Повторение букв русского алфавита, подготовка к Развивающая игра «Фейерверк обучению чтению. для Милы». 23 март Комплексное занятие для развития интеллекта №25 (диск 2): - Фабрика. - Игра с двумя обручами. - Наложение фигур. 22 - Поиск заданной последовательности. - Логическая таблица. - Заполни таблицу. Развивающая игра «Коллекция Пескаря Ивановича». Комплексное занятие для развития интеллекта №1,3 (диск «Подготовка к школе»): - Математическая раскраска. - Прятки. - Волшебная пирамида. 23 - Фрукты. - Торты со свечами. - Найди подходящую часть буквы. Развивающая игра «Секретная машина гусениц». Комплексное занятие для развития интеллекта №2,4 (диск «Подготовка к школе»): - Математическая раскраска. - Прятки. - Волшебная пирамида. 24 - Машинки. - Божьи коровки. - Постройка из кубиков. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие произвольного внимания и умения действовать по заданному правилу. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие логического мышления, произвольного внимания. Развитие логического и пространственного мышления. Повторение букв русского алфавита. подготовка к обучению чтению. Развитие логико-математических способностей. Обучение чтению, развитие внимания. Развитие умения выделять признаки предметов, логического мышления. Развитие внимания, логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей, навыков количественного счёта. Подготовка к обучению чтению. Формирование представления эталонного образа букв русского алфавита, подготовка к обучению чтению. Развитие логико-математических способностей. Обучение чтению, развитие внимания. Развитие умения выделять признаки предметов, логического мышления, развитие умения действовать по инструкции. Развитие логико-математических способностей, навыков количественного счёта. Развитие логико-математических способностей, навыков количественного счёта. Развитие пространственного мышления, логики, внимания. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Обучение счёту, развитие внимания. развития интеллекта №5,7 (диск Развитие наглядно-образного мышления, «Подготовка к школе»): конструктивных способностей. - Реши примеры. Подготовка к обучению чтению, развитие внимания. - Сложи узор. Развитие пространственного и логического мышления. - Найди подходящую часть Подготовка к обучению чтению, развитие внимания. 25 буквы. Развитие пространственного и логического мышления, - Кубики. математических навыков, внимания. - Прятки. Формирование эталонного представления образа букв - Уложи фигурки спать. русского алфавита, развитие памяти, внимания. Развивающая игра «Почини буквы с Корнеем Корнеевичем». 24 апрель Комплексное занятие для развития интеллекта №6,10 (диск «Подготовка к школе»): - Реши примеры. - Прятки. 26 - Найди лишнюю фигуру. - Геометрические фигуры. - Математическая задача. - Наложение фигур. Развивающая игра «Рыбалка с Кузей». Комплексное занятие для развития интеллекта №8,9 (диск «Подготовка к школе»): - Найди лишнюю фигуру. - Укрась новогодние ёлочки. 27 - Логическая задача. - Прятки. - Дом, в котором живут фигуры. - Курица и червячки. Развивающая игра «Собери драгоценные камни в корзину». Комплексное занятие для развития интеллекта №11,12 (диск «Подготовка к школе»): - Математические примеры. - Какой звук во всех словах одинаковый. 28 - Конструкция из кубиков. - Геометрические фигуры. - Математическая задача. - Наложение фигур. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Обучение счёту, развитие внимания. Подготовка к обучению чтению, развитие внимания. Развитие логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей. Обучение счёту, развитие логико-математических способностей. Развитие наглядно-образного и пространственного мышления. Обучение чтению, развитие внимания. Развитие логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей, произвольного внимания. Развитие логического мышления, навыков счёта. Подготовка к обучению чтению, развитие внимания. Развитие логического мышления. Развитие ориентации в пространстве, математических навыков, внимания. Развитие внимания, логического мышления. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие фонематического слуха. Развитие логического, пространственного, нагляднообразного мышления. Развитие логико-математических способностей, внимания. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие пространственного, наглядно-образного мышления, внимания. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Обучение чтению, развитие фонематического слуха, развития интеллекта №13,14 внимания. (диск «Подготовка к школе»): Развитие ориентации в пространстве, произвольного - Найди буквы. внимания. - Помоги пчёлке 3 раза найти Развитие внимания, математических навыков. мёд. Развитие логико-математических способностей, 29 - Найди все цифры. внимания. - Геометрические фигуры. Развитие логико-математических способностей, - Математическая задача. обучение счёту. - Зажги свет в окошках. Развитие логико-математических способностей, Развивающая игра «Репетиция внимания, обучение счёту. оркестра Букашек». Развитие произвольного внимания, фонематического слуха, памяти. 25 май Комплексное занятие для развития интеллекта №15,16 (диск «Подготовка к школе»): - Математическая задача. - Дом, в котором живут слоги. - Кубики. 30 - Геометрические фигуры. - Математическая задача. - Зажги свет в окошках. Развивающая игра «Ремонтируем стену с Корнеем Корнеевичем». Комплексное занятие для развития интеллекта №17,18 (диск «Подготовка к школе»): - Игра со слогами. - Гусеницы и цветы. - Коврики. 31 - Геометрические фигуры. - Математическая задача. - Зажги свет в окошках. Развивающая игра «Наведи порядок в кладовой у бабы Капы». Комплексное занятие для развития интеллекта №19,20 (диск «Подготовка к школе»): - Ёлочка, гори! - Игра со слогами. - Наложение фигур. 32 - Геометрические фигуры. - Математическая задача. - Зажги свет в окошках. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Развитие логико-математических способностей, внимания. Обучение чтению, развитие внимания. Развитие пространственного и логического мышления. Развитие логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие логико-математических способностей, внимания, обучение счёту. Развитие пространственного и логического мышления, внимания, конструкторских способностей. Обучение чтению, развитие внимания. Обучение счёту, развитие внимания. Развитие логического и наглядно-образного мышления, внимания. Развитие логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие логико-математических способностей, внимания, обучение счёту. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие логико-математических способностей, внимания, обучение счёту. Обучение чтению. Развитие пространственного мышления, логики, внимания. Развитие логико-математических способностей. Развитие логико-математических способностей, обучение счёту. Развитие логико-математических способностей, внимания, обучение счёту. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Итого занятий в месяц: 4 Комплексное занятие для Обучение счёту, развитие логико-математических развития интеллекта №21,22 способностей. (диск «Подготовка к школе»): Обучение чтению. - Божьи коровки. Развитие пространственного мышления, логики, - Найди и исправь ошибки в внимания. словах. Обучение чтению, развитие внимания. 33 - Умная раскраска. Развитие логико-математических способностей, - Прятки. обучение счёту. - Математическая задача. Обучение счёту, развитие логико-математических - Зажги свет в окошках. способностей. Развивающая игра Развитие логико-математических способностей, «Взвешиваем грузы на весах». обучение счёту, умения использовать понятия «больше», «меньше», «равно». 26 Комплексное занятие для развития интеллекта №23,24 (диск «Подготовка к школе»): - Куклы. - Игра со слогами. 34 - Постройка из кубиков. - Самолёт. - Рифмы. - Тараканчики. Развивающая игра «Почини часы с Шершулей». Комплексное занятие для развития интеллекта №25 (диск «Подготовка к школе»): - Собери бусы. 35 - Раскрась ракету по образцу. - Найди ошибки в словах. Развивающая игра по выбору ребёнка (из ранее пройденных). Заключительное занятие: «Чему мы научились?» 36 Обучение счёту, развитие логико-математических способностей. Обучение чтению. Развитие пространственного мышления, логики, внимания. Развитие памяти. Развитие внимания, обучение чтению. Развитие навыков количественного счёта (сложение и вычитание). Обучение умению определять время по часам. Развитие логического мышления, обучение счёту. Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания. Развитие внимания, обучение чтению. Закрепление полученных знаний и умений. Совершенствование навыков работы с компьютером. Вручение поощрительных дипломов от Лунтика. Каждый ребёнок в торжественной обстановке получает красочно оформленный диплом: за любознательность, внимательность, трудолюбие, старание, усидчивость, хорошую память, сообразительность, смекалку и т.п. Занятие проводится фронтально с участием персонажей (мягкие игрушки Лунтик и кузнечик Кузя). Итого занятий в месяц: 4 27 Список использованных источников 1. Дуванов А. Изучаем компьютер. Пособие для развивающего обучения для старшего дошкольного возраста. – М.: Эксмо, 2012. 2. Информационная культура: Сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2023. Под ред. А.Г. Гейн. 3. Л.А.Леонова, Л.В.Макарова. Компьютер и здоровье ребёнка. – М.: ВентанаГраф, 2024. 4. Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019. 5. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей. Авт.-сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010. 6. С.Еремеев. В первый раз, в добрый час – в компьютерный класс! – Издательство РООССА, 2015. 28