Аннотация к рабочей программе по музыкальному развитию детей в ДОУ
Настоящая рабочая программа по музыкальному
развитию детей является частью основной образовательной Программы МАДОУ «ЦРР -
детский сад «Гнездышко», опирающейся на примерную основную общеобразовательную
программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.
В разработке рабочей программы использовались
парциальные программы, а также авторские методики и технологии:
·
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А.
Екжанова, Е.А. Стребелева;
·
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада
для групп компенсирующей направленности / Н.В. Нищева;
·
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушениями речи. коррекция нарушений речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,
Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;
·
«Ладушки» / «Праздник каждый день». Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста / И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева;
·
«Ритмическая мозаика». Пособие по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста / А. И. Буренина;
·
«Музыкальные шедевры» /О.П.Радынова;
·
«Топ-хлоп, малыши». Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет.
/ Т. Сауко, А.И. Буренина.
Рабочая программа разработана с учетом
основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов
музыкальной деятельности и направлена на создание условий развития
дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Условия освоения Программы:
·
создание непринужденной и доброжелательной обстановки в непосредственно-
образовательной деятельности;
· учет
возрастных особенностей воспитанников;
·
гендерный подход к используемому репертуару;
·
деятельностный подход – формирование умений детей самостоятельно применять
знания в разных областях;
·
последовательное усложнение поставленных задач;
·
принцип преемственности;
·
принцип положительной оценки;
·
соотношение используемого материала с природным, светским и, частично, народным
календарем;
· соотношение
с тематическим планированием МАДОУ.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
· вторая
группа раннего возраста от 2 до 3 лет;
· младшая
группа с 3 до 4 лет;
·
средняя группа с 4 до 5 лет;
·
старшая группа с 5 до 6 лет.
·
подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Особенностью рабочей программы по
музыкальному воспитанию и развитию детей является взаимосвязь различных видов
художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной,
творческо-игровой.
Цель программы - создание условий для
развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Программа разработана с учетом дидактических
принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников
и включает в себя следующие разделы:
·
пение/песенное творчество;
·
музыкально-ритмические движения;
·
музыкально игровое творчество;
· игра
на детских музыкальных инструментах/музицирование.
В Программе подробно изложены значимые для ее разработки
и реализации характеристики и возрастные особенности детей от 2 до 7 лет;
описана диагностика педагогического процесса для всех возрастных групп; отражен
организационный аспект: расписание занятий и учебный план. В Программе
сформулированы задачи и подробно раскрывается содержание работы по музыкальному
воспитанию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников всех
возрастных групп, изложено взаимодействие со всеми участниками образовательного
процесса – воспитателями, специалистами, родителями.
Учебно-методическое и материально-техническое
оснащение программы соответствуют современным требованиям и обеспечивают
качество и результативность образовательного процесса.
Программой учтены аспекты образовательной
среды для дошкольников:
·
предметно-пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный
музыкальный зал);
·
условия для взаимодействия со взрослыми;
·
условия для взаимодействия с другими детьми.
Изложение программного материала опирается на целевые
ориентиры возможных достижений детей в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», направлении «Музыка»:
·
эмоциональная отзывчивость детей на музыкальные образы;
·
умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в
пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
·
формирование, соответственно возрасту, двигательных навыков и качеств
(координация, ловкость и точность движений, пластичность);
·
умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные
импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных
видах музыкальной деятельности.
Освоение этих умений и навыков способствует развитию
предпосылок для:
·
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального
искусства;
·
становления эстетического отношения к окружающему миру;
·
формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
·
сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализации
самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым
ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования).